Человек, который имеет признание общества, рискует остаться зазнавшимся. Человек, не имеющий его - угнетённым, а не имеющий ни того, ни другого - вправду успешным.Весной, 7 марта 1869 года, в своей комнате была найдена молодая женщина, решившая свести счёты с жизнью на крючке от люстры.
Единственный источник света в этой
комнате был наглухо закрыт, чтобы не слышать надоедающего шума улицы. Маленькую тень от окна бросали очки, страдалица была до безобразия дальнозоркой, и вблизи она даже не смогла бы повесить веревку. Почти на всех полках стояли пыльные книги, сколько трудов стоило бы их прочитать ещё и с таким зрением. Одна из полок выделялась: на ней стояли в красивых точеных рамках фотографии потомственного дворянина и его жены - любящие родители с детства поощряли малые шалости, а в будущем и великие стремления.Позже выяснилось имя девушки. Мария Александровна Мелинская. Писательница, публиковавшаяся в газетах и вольнослушательница Петербургского университета.
Осенью 1863 года.
Общественность только и говорила о непристойных женщинах, которых она презирала. Которые посмели появляться на лекциях после почти единогласного отказа всех университетов. Которые заставили стремящихся к знаниям девушкам мечтать о том, чтобы последовать их примеру. Многие оказались в их числе, она тоже. И когда сложный разговор с родителями закончился согласием на идею дочери, по разрешению Петербургского университета она стала вольнослушательницей.Это был пик вопроса о женском образовании в России. В газетах шли постоянные споры об этом: мужчин раздражало появление противоположного пола на всех курсах. Во все времена юридический факультет пользовался популярностью и у женщин. Преподаватель лично брал новую ученицу за руку и усаживал на место для прослушивания лекций. Внимание всех учеников автоматически переключилась на слушательницу, по выходе из аудитории многие «джентельмены» не упускали возможности назвать её «публичной женщиной». Марии была непонятна их критика, университеты сами давали разрешение на это, и профессоры, следуя примеру своих учеников, отпускали.... не оскорбление, конечно, но выражение о поиске женихов в зданиях учебного заведения, не понимая способности девушки, ведь записи в её тетради были явно аккуратнее и усерднее написаны, чем у сокурсников. Россия ещё не была готова принять женщину, она была не готова принять их знания. В головах, стремящийся к просвещению, не укладывалось, в чём они ошиблись. Чем не угодили? Человек, столкнувшийся с критикой, считает себя неправильным, неудавшимся, все принимает близко к сердцу и считает чистой правдой. Вскоре уже и университеты из-за критики общественности запретили женщинам посвещать лекции. Это стало серьезным ударом для них: не дав дослушать курс, лишать право хотя бы получать знания было несправедливо, слишком несправедливо.
Известно, что бывшая слушальница публиковала свои маленькие произведения в газетах, и навряд ли бы они получили достойное внимание без известного бульварного критика, чьё имя называть не буду, чтобы и мой скромный труд не был раскритикован. Как это обычно бывает, газетные произведения в газетах и остаются по содейству таких людей. Это слишком больно било в сердце молодых авторов и нашей талантливой особы. Опять непризнанная, опять не получившая одобрения от общества, она стала считать себя ошибкой.
Вот и причина самоубийства: убиенная отсвоих же рук думала, что сделала единственный верный шаг своей жизни - устранить ошибку, ну то бишь себя. В 1878 году в Петербурге будут открыты Бестужевские курсы, где женщина сможет получить образование почти наравне с мужским. Образ девушки-курсистки даже войдёт в моду, и общество перестанет считать таких как она лишними. Но Мария Мелинская об этом уже, конечно же, не узнает.
YOU ARE READING
D'accord
Short StoryЧеловек, который имеет признание общества, рискует остаться зазнавшимся. Человек, не имеющий его - угнетённым, а не имеющий ни того, ни другого - вправду успешным.