Когда мы учились на третьем курсе педагогического, одним из направлений моей практики было – «Тьюторское сопровождение». На последнем занятии перед практикой преподаватель предупредил меня, что тьюторское сопровождение подразумевает работу с «особенными» детьми, к которым нужен индивидуальный подход. «Если ты справишься с этим, то с остальными детьми тебе будет гораздо легче, чем другим» - сказал он мне и дружелюбно похлопал по спине с сочувствующей улыбкой.
В ночь перед моим первым днём я перечитала кипу литературы о работе с такими детьми, и, казалось, поняла, как мне нужно будет действовать. Девочку, к которой я была приставлена, звали Ева. Это была темноволосая худенькая малышка с очень серьёзными глазами. Она молча стояла рядом с воспитателем, постоянно дёргая свою руку.
— У Евы аутизм, — сказала мне воспитательница, — поэтому она плохо ладит с другими детьми. Будь с ней построже.
Она наклонилась к девочке, заглянула ей в лицо и произнесла ласковым голосом:
— Это твоя новая воспитательница – Мария Павловна. Она будет с тобой заниматься, слушайся её, ладно?
Ева продолжала безучастно стоять, пытаясь вызволить свою руку. Её лицо не выражало никаких эмоций. Она даже не подняла взгляд, чтобы посмотреть на меня.
— Она не разговаривает, но всё понимает, — сказала воспитательница мне с грустной улыбкой.Потом она ушла, оставив меня наедине с молчаливым ребёнком.
Я присела перед девочкой на корточки, чтобы поймать её взгляд, но она смотрела над моим плечом, продолжая вглядываться в окно за моей спиной.
— Привет, Ева, — сказала я ей самым ласковым тоном, на который была способна. - Можешь называть меня просто Маша. Я буду сопровождать тебя на занятия, мы будем вместе играть и гулять на улице. Мы ведь подружимся, правда?
Я попыталась взять ребёнка за руку, чтобы наладить с ней контакт, но она выдернула свою ладошку и отступила на пару шагов, чтобы я не могла к ней прикоснуться.
— Ты не хочешь, чтобы я тебя трогала? – спросила я её, вспоминая, что где-то читала, что такие детки не любят физический контакт. Она не отвела. – Хорошо, я не буду. Может мы почитаем книжку? Или поиграем в кубики?
Девочка внимательно смотрела в окно, будто там происходило что-то интересное. Я оглянулась, надеясь понять, что так заинтересовало ребёнка. Но с её ракурса были видны только лениво проплывающие облака и верхушки расположенных вдали многоэтажек.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Лунная девочка
Short StoryИногда мы сами запираем себя в непроницаемый пузырь собственных предрассудков и предубеждений