Глава 7. «Провокация или диссоциация?»

605 1 1
                                    

«Унижая других, ты не становишься сильнее» (с.)

Кому из нас не приходилось сталкиваться с негативом в свой адрес от коллег, знакомых, да порой и от родных?

Наверняка, в окружении почти каждого человека есть особа, которая бесит и раздражает, провоцирует на конфликт, расшатывает нервную систему, «пьет кровь» …?

Для чего люди провоцируют своего оппонента? Каковы мотивы провокаций?

Провокация – выведение собеседника из состояния равновесия путем деструктивной коммуникации с ним для достижения какой-либо цели.

Или:

Провокация - действие, имеющее целью вызвать предсказуемую ответную реакцию того, на кого оно направлено, как правило, приводящую к негативным для него последствиям.

Отвечая на этот вопрос, скажу, что мотивов у провокации бесконечное число. Но тут стоит помнить одну из основных пресуппозиций профайлинга - любое поведение человека имеет позитивное намерение. Выведение человека из состояния равновесия означает «скатывание им на эмоции», у него происходит ассоциация в процесс провокации. Вот тут и возникает то отвратительное чувство злости, ярости, порой доходящее до состояния аффекта.

Что же такое ассоциация и диссоциация в процесс?

Если сейчас прийти к помощи метафор, то «ассоциация в процесс» - «погружение в воду с головой», а «диссоциация» - это ИММУНИТЕТ, «моя хата с краю, ничего не знаю». Ассоциация – вижу ситуацию своими глазами, диссоциация – вижу ситуацию со стороны…

При ассоциированном восприятии мы участвуем в ситуации, переживаем её изнутри. При диссоциированном восприятии – оцениваем происходящее в ситуации как посторонний наблюдатель. Различия: играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице или смотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель. В первом случае (ассоциация) мы получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, напряжение в груди), тактильным (ветер на лице) и метаощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье). Во втором случае (диссоциация) – только к метаощущениям, причём, эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится – не нравится, хорошо – плохо, раздражает - восторгает и т.д.

Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации».

Секреты кадрового профайлинга. Мини-книгаМесто, где живут истории. Откройте их для себя