Икс открыл глаза и увидел темноту. Почти сразу же перед ним что-то раскрылось, и вместо темноты возникла слабо освещённая комната небольшого размера.
Икс вышел из тёмной кабины, похожей на шкаф, и огляделся. Комната была точно квадратной, из-под потолка свисала тусклая лампочка. Справа от кабины, где был Икс, находилась узкая дверь, чуть приоткрытая.
Икс, моргая, разглядывал комнату. Как он сюда попал? Его это не интересовало. Что это за комната? Это его тоже не интересовало. Что ему теперь делать? Это Икс твёрдо знал. Он должен идти в эту дверь. Идти прямо по коридору, ни в коем случае не сворачивать, идти, пока не придёт куда-то, а куда - это неважно. Икс поймёт, когда он дойдёт.
Икс заметил, что комната имеет цвет. Он даже знал, как этот цвет называется. Синий. Икс посмотрел на свои руки - они тоже синие. Синие. Свет лампочки синий. Темнота в кабинке тёмно-синяя. Весь мир синий. Неважно, откуда Икс этот знает. Его это не интересует.
Икс знал, что ему нужно делать, знал каждое своё действие. Ему надо выйти из кабинки, закрыть её за собой и выйти в узкую дверь. Потом ему нужно идти прямо, зайти в следующую комнату, пройти через неё... А потом он должен что-то найти. Икс даже знал, что именно. Он должен найти Игрек. Игрек - такое же существо, как и Икс. Они похожи. Но чем-то всё-таки различаются. Игрек - девушка. Икс не знает, что это значит. Просто он знает название. Но его это не интересует. Ему просто нужно её найти. Ему неинтересно, зачем.
Икс закрыл за собой кабину, открыл дверь и вышел в тёмно-синий коридор. Кое-где в коридоре висели такие же тусклые лампочки, как в комнате Икса. У коридора был довольно низкий потолок, на котором виднелись странные металлические люки. Икс заметил, что они не заперты. Он легко мог бы дотянуться до них рукой и открыть. Но Икс знал, что он не должен этого делать. Он шёл прямо и даже не смотрел вверх.
Иногда от коридора отделялись какие-то боковые ходы, но Икс не обращал на них внимания. Он же знает, что ему нужно идти прямо. Если ему нужно идти прямо, зачем тогда смотреть по сторонам? Икс даже не зыдумывался об этом. У него в голове вообще не было никаких мыслей, кроме того, что сейчас ему нужно идти прямо.
Икс шёл прямо около часа. Коридор не менялся - всё тот же синий полумрак, те же тусклые лампочки. Возможно, под потолком были всё те же люки, но Икс этого не знал. Он не смотрел наверх.
Через некоторое время Икс увидел впереди широкий светлый проход. Икс понял, что это - следующая комната. Он знал, что в этой комнате с ним не случится ничего плохого, поэтому, даже не оглядываясь по сторонам, он уверенно вошёл.
Это была такая же комната, как та, в которой проснулся Икс. Такая же лампочка свисает точно с середины потолка, такая же тёмная закрытая кабина.
Икс знал, что теперь ему нужно открыть эту кабину. Он знал, что там его ждёт Игрек.
Икс резко распахнул дверь кабины.
На него удивлённо посмотрела стройная девушка синего цвета. У неё почти не было лица. Её лицо было похоже на очень сглаженный гипсовый слепок. У девушки даже не было видно глаз. Однако Икс понял, что она на него смотрит. Он даже понял выражение её лица. Девушка смотрела спокойно, слегка удивлённо и со сдержанным интересом.
- Ты кто? - Девушка передала Иксу свои мысли.
- Ты должна идти со мной. Я нашёл тебя, и мы пойдём вместе.
- А как тебя зовут?
- Меня зовут Икс, - представился Икс.
- А я не знаю, как меня зовут... Или не помню...
- Тебя зовут Игрек, - подсказал Икс.
- А куда мы пойдём? - Поинтересовалась Игрек.
- Я не знаю. Да это и не важно. Просто пойдём прямо.
- А зачем? - Удивилась Игрек.
Икс знал, что он должен объяснить Игрек всё, что знает сам, поэтому он стал терпеливо говорить:
- Я не знаю, зачем. Просто знаю, что надо. Я думал, и ты это знаешь. Ты не должна задавать вопросы, ты должна просто делать то, что надо. Сейчас нам надо вместе идти вперёд. Понятно?
Игрек задумалась.
- Понятно... - Протянула она. - Ну ладно, прошли.
Икс заметил, что Игрек очень странно говорит. Она говорит так... Эмоционально. Икс знал, что так говорить не нужно. Ещё у Игрек очень странные выражения лица. Точнее, странно именно то, что у неё есть выражения лица. Икс знал, что выражать что-то своим лицом тоже не нужно. Но ему было безразлично, что делает Игрек. Ему нужно только, чтобы он мог сделать то, что должен. Он не знал, что должна делать Игрек. Он знал только, что она должна идти с ним. Остальное его не интересовало.
Они вышли из комнаты Игрек и пошли по тёмному коридору.
- Слушай, Икс, - начала Игрек. - Знаешь, оказывается, весь мир разных цветов. Например, эта лампочка светит жёлтым. Этот коридор тёмно-серый. Ты синий. И я синяя.
- Ты не должна тратить время и энергию на напрасную передачу мыслей, - равнодушно сказал Икс. - Ты не должна интересоваться цветом мира. Ты ошибаешься, Игрек, весь мир одного цвета. Он называется "синий".
- Нет! - Живо возразила Игрек. - Я же вижу много цветов!
Икс не ответил. Он считал, что продолжать спор бессмысленно. К тому же ему совершенно безразлично, что думает Игрек. Он конечно должен рассказать ей всё, что знает, но если она ему не верит - это не его дело.
- Послушай, Икс, а почему мы оба без одежды? Мне некомфортно. Давай поищем одежду.
- У нас не было, нет и не будет одежды. Ты не должна думать об этом. Тебе нужно думать только о том, что ты должна сделать, - ровно, без выражения сказал Икс.
- Но мне некомфортно без одежды, - упрямо повторила Игрек.
- Тебе должно быть всё равно.
Игрек пожала плечами и замолчала. Но через некоторое время она с любопытством посмотрела в тёмный боковой проход, отходящий от основного коридора.
- А что в этих тёмных коридорах?
- Это не должно тебя интересовать.
- Но я слышу, что там кто-то кричит. Кто-то стонет. Надо пойти посмотреть.
- Я не знаю, что значит "слышать", - равнодушно сказал Икс. - Я ничего не замечаю. Да меня это и не интересует. Я знаю, что я не должен идти в эти коридоры.
- Икс, послушай, там кто-то кричит. Я больше не могу спокойно это слушать. Я хочу узнать, что там такое. Если ты не хочешь туда идти, я сама пойду.
Икс схватил Игрек за руку.
- Я не пущу тебя. Ты должна идти со мной. Тебе нельзя идти в эти коридоры.
- Почему? - Возмутилась Игрек. - Кто мне запрещает?
- Я тебя не понимаю. Разве тебе недостаточно знания того, что туда идти нельзя?
- А что будет, если я туда пойду?
- Я не знаю. Меня это не интересует. И тебя не должно интересовать.
- Ты говоришь, что туда нельзя ходить. А почему нельзя? - Настойчиво спросила Игрек.
- Это неважно. Нельзя и всё. Ясно?
- Нет! - Упрямо сказала Игрек.
- Не важно, понимаешь ты или нет, но всё равно я тебя туда не пущу.
Икс повёл дальше по коридору упирающуюся Игрек. Ему было все равно, что там слышала Игрек, его не интересовало, почему туда нельзя ходить. Ему было непонятно только одно: почему Игрек такая странная? Она так непонятно говорит, у неё странное выражение лица, она задаёт странные вопросы. Нет, Икс её решительно не понимает. Но ему все равно.
Они шли ещё пол часа, потом вошли в большую светлую комнату. В ней не было двери, но в полу было два открытых люка, ведущиз вниз. Оба выглядели совершенно одинаковыми.
- Мы должны сюда войти, - уверенно передал мысль Икс. - Ты войдёшь в один, а я в другой. Потом мы встретимся.
- С чего ты взял? - Спросила Игрек.
- Не знаю, - равнодушно сказал Икс. - Но я уверен, что так и нужно сделать.
- Что ж, - пожала плечами Игрек. - Я не против. Давай я в правый, а ты в левый.
Игрек не знал, что значит "правый" и "левый". Но он знал только то, что ему нужно. Если он чего-то не знает, значит, это ему не пригодиться.
Он вошёл в один люк, Игрек во второй. Лестница уходила круто вниз. Икс ровно и размеренно спускался по ней, не ускоряясь и не замедляясь. Он никуда не торопится.
Икс некоторое время спускался вниз, потом пошёл по ровному коридору. Он был такой же, как и наверху, только поуже и без ответвлений. Через несколько минут ходьбы Икс увидел перед собой яму шириной в пару метров. Дальше снова был коридор. Яма была не очень глубокая, но на дне её торчали шипы. Икс знал, что он должен перейти на ту сторону. Он разбежался и легко перепрыгнул через яму. Сразу же за ним что-то с грохотом обрушилось. Икс даже не оглянулся - ему всё равно, что это. Он поднялся и хладнокровно пошёл дальше.
Дальше он увидел глубокую пропасть шириной метров десять. Над ней на уровне пола было натянуто три верёвки - одна обычная, другая с узелками, третья - верёвочная лестница. Икс твёрдо знал, что он должен идти по первой. Конечно, по верёвочной лестнице передвигаться удобнее, но он же знает, что делать. Он уверен, что то, что он знает - правильно. Икс легко перелез по ней на другой край пропасти и пошёл дальше.
Он прошёл ещё немного, и тут же перед его ногами упала тяжёлая плита. В этом месте коридор был довольно широкий, поэтому Икс просто обошёл эту плиту и пошёл дальше. Эта плита не произвела на него абсолютно никакого впечатления.
Он прошёл ещё несколько испытаний с плитами, прессами, шипами и ямами. В большинстве из них было несколько вариантов пройти дальше. Икс всегда выберал вариант, который считал правильным, про который точно знал, хотя этот вариант и был самым неудобным. Но Икс доверял своим знаниям. Он не сомневался, что то, что он знает - самый правильный путь. Ему не было интересно, почему.
Скоро он увидел лестницу, ведущую наверх. На некоторых ступенях были длинные шипы. Икс понял, что ему нужно идти именно по шипам. На секунду он было подумал, что он ошибается, и что идти нужно по гладким ступеням, но потом его снова окутало равнодушие, и Икс невозмутимо пошёл по шипам. Ему кололо ноги, из них потекла тёмно-синяя кровь, но Иксу было всё равно.
Скоро он вышел из другого люка, и очутился в такой же комнате, из которой вошёл. Тут его уже ждала Игрек.
Она увидела его окровавленные ноги и послала ему испуганную мысль.
- Ох, Икс, ты что, порезался? Неужели ты случайно наступил на шипы на лестнице?
- Я наступил на них специально, - сухо сказал Икс. - Потому что я знал, что нужно идти по шипам.
Игрек укоризненно посмотрела на него.
- Слушай, Икс, - начала она. - Это уже слишком. Неужели ты ещё не понял, что всё, что ты знаешь - сплошная ерунда? Тебе как будто кто-то всё это внушил! Ты слушаешься этих внушений и делаешь глупости! Не верь этому всему! Задумайся над тем, что ты делаешь. Перестань слушать это внушение, принимай адекватные и рациональные решения, Икс.
- Я не понимаю тебя, Игрек.
- А ты попробуй понять меня. Задумайся над тем, что я сказала. Попробуй улыбнуться.
- Я не могу улыбнуться, - возразил Икс. - У меня нет лица.
- Есть, - ответила Игрек. - И у тебя есть, и у меня есть.
- Но я его не вижу.
- А знаешь, почему? Потому что ты не хочешь его видеть. Ты не хочешь видеть своё и моё лицо, ты хочешь быть пустым и равнодушным, и следовать только какому-то "знанию". Посмотри на меня. Неужели ты не видишь мое лицо? Смотри, я тебе улыбаюсь. Ты не слышишь звуков, Икс. А ты прислушайся. Слушай, я стучу по стене. Ты не различаешь цветов. Посмотри на лампочку - она светит жёлтым цветом. Дай мне руку, Икс. Почувствуй то же, что чувствую я. Ну же! Скажи, что ты понимаешь меня! Скажи.
Икс помедлил.
- Да... - Он послал Игрек задумчивую мысль. - Кажется, я что-то чувствую. Я, кажется, слышу, как ты стучишь об стену. Может, мне кажется...
Вдруг Икс что-то заметил на руке у Игрек. Он внимательно присмотрелся... И заметил у неё на запястье какой-то знак, цвет которого отличался от цвета остального мира. Это был красный знак в виде волнистого креста. Знак генетической ошибки. Такие знаки ставят на руках у тех, кто является плодом генетической ошибки, кто неспособен на прохождение испытаний и на коммуникацию с другими объектами, тем, кто не может подчиняться знаниям, которые им дают. Но генетические ошибки не допускаются к испытаниям, их содержат в специальных камерах, пытаются исправить. А если ничего сделать нельзя - их ликвидируют. Это всё Икс твёрдо знал. Но почему Игрек допустили к испытаниям?
Икс исподлобья посмотрел на Игрек.
- Я знаю, что я генетическая ошибка. Только что ты все свои мысли передал мне.
- А я не заметил...
- Мне нравится быть ошибкой. Подумать только, что было бы, если бы я была такой же, как ты - если бы я не различала цветов, если бы я не слышала звуков, и если бы я подчинялась только внушению, а на остальное мне было бы наплевать. Ты понимаешь, Икс?
- Да... Кажется, да... - Протянул Икс
- Слушай, Икс. Давай зайдём в боковой проход.
- Но ведь нельзя.
- Глупости! - Тряхнула головой Игрек. - Пошли! Посмотрим!
Икс подчинился. Они с Игрек, оглядываясь, вошли в тёмно-синий боковой проход. Пока они шли, вглядываясь в темноту, Икс размышлял. Он думал о том, что Игрек так важно было услышать, что её понимают. Конечно, Икс мало что понял из того, что она говорила. Он не услышал звука, он не увидел цветов. Весь мир оставался для него по-прежнему синим. Но ему не хотелось огорчать Игрек. Он сказал, что всё понимает.
Икс шёл и удивлялся сам себе. Раньше он вообще ни о чём не думал! А теперь столько мыслей... И самое удивительное - ему больше не все равно. Конечно, он не может до конца почувствовать то, что чувствует Игрек, но ему не наплевать на неё. Он сочувствует ей. Он хочет ей помочь. И удивительно... Оказывается, ему самому в глубине души хотелось войти в тёмный коридор. Но он своим знанием подавлял желание. А теперь делает наоборот. Он желанием подавляет знание. Хотя, конечно, идти туда, куда точно идти нельзя - чувство не из приятных...
Вскоре в конце коридора показался свет. Это была удлиннённая, хорошо освещённая комната. Она была очень похожа на все остальные комнаты, что видели Икс и Игрек. Но здесь не стояла кабинка.
Здесь на полу лежали десятки этих кабинок.
Некоторые из кабинок гудели, другие лежали тихо. Время от времени откуда-то с потолка приезжала механическая рука, раскрывала одну из кабинок, быстро разрезала её содержимое и уносила с собой части.
Икс и Игрек молча смотрели на эти кабинки. Вдруг Икс уловил мысль Игрек:
- Смотри, на них всех знаки генетической ошибки.
Икс понял, что она права. На всех этих кабинках стояли знаки генетической ошибки. Красный волнистый крест в круге.
- Нас делают из частей тела генетических ошибок, - медленно передавала мысль Игрек. - Видимо, делать новые части неудобно, вот они и используют ненужных существ. Иногда мне кажется, что я что-то такое вспоминаю... Со мной могло случится то же самое. Может, ты бы тогда состоял из частей моего тела...
- Кто "они"? - Спросил Икс. - Кто они, которые нас делают?
Игрек пожала плечами.
- Наверное, те, которые тебе внушили всякие глупости и отправили на испытания - смотреть, подчинишься ты этим глупостям или нет.
Вдруг проезжающая мимо них механическая рука, направляющаяся к одной из кабинок, остановилась около Икса. На руке какая-то лампочка замигала светло-синим.
Это был первый звук, который услышал Икс - железный, скрежещущий голос механической руки:
- Вы не подчинились знаниям. Вы определены, как плод генетической ошибка. Пожалуйста, оставайтесь на месте и не пытайтесь оказывать сопротивление. Сейчас вас поместят в специальные камеры. Оставайтесь на месте.
Механическая рука стала угрожающе надвигаться на Икса и Игрек.
- Бежим назад! - Закричал Икс, схватил Игрек за руку и потащил к выходу.
- Стой! - Воскликнула Игрек. - Мы же может попытаться спасти кого-то из ошибок!
Вдруг сзади раздался выстрел. Это стреляла механическая рука. Икс и Игрек выбежали из тёмного коридора и остановились.
- Куда теперь? - Спросил Икс. - Будем бежать по основному коридору?
- Давай залезем в люк наверху, - предложила Игрек. - Он узкий, рука в него не пролезет.
Они быстро открыли люк и стали влезать.
- Оставайтесь на месте! Оставайтесь на месте! - Вопила железным голосом механическая рука.
Икс и Игрек быстро залезли наверх и закрыли за собой люк. Сразу же они услышали приглушённые выстрелы и голос руки:
- Вы оказали сопротивление. Вы не подчинились. Вы не дали добровольно поместить себя в камеры. Вы будете определены, как неисправимые генетические ошибки. Вы будете уничтожены.
Игрек посмотрела на Икса.
- А теперь ты слышишь, как я стучу по стене?
- Нет, - покачал головой Икс. - Я не слышу.
- Наверное, здесь каждый слышит только то, что полагается, - сказала Игрек.
Они подняли головы вверх... И увидели сотни, тысячи механических рук! Эти руки мигали, что-то говорили, перетаскивали тёмные кабинки. Некоторые руки заезжали в потолок.
Вдруг одна из них подлетела к Иксу и Игрек.
- Вас определили, как неисправимые генетические ошибки. Вы будете уничтожены.
- Бежим! - Крикнула Игрек, но механическая рука схватила её за плечи.
- Беги без меня, Икс! Вернись к испытаниям, у тебя нет клейма генетической ошибки, у тебя ещё есть шанс!
Механическая рука быстро затащила Игрек в кабинку и закрыла её.
Потом ловко взяла эту кабинку и куда-то понесла.
Тут же к Иксу подлетела другая механическая рука, схватила его за запястье, и Икс почувствовал, что его сильно обжигает. Через несколько секунд рука его отпустила, и Икс увидел, что на его запястье стоит волнистый крест в круге - знак неисправимой генетической ошибки.
Рука схватила Икса, засунула в кабинку с красным крестом и закрыла. Икс почувствовал, что его несут.
Через несколько минут он почувствовал, что его кабинку куда-то бросили. Через щель он увидел яркую лампу над собой - это один из тех тёмных проходов.
Он услышал, как в стороне от него открывается чья-то кабинка. Икс был уверен, что это кабинка Игрек. Это было не такое знание, на которое он всё время опирался, а какое-то другое чувство. Внутренняя уверенность.
Заскрипело лезвие внутри механической руки. Такое же лезвие они с Игрек видели, когда первый раз пришли в тёмный коридор. Такими лезвиями убивали генетические ошибки.
Вдруг Игрек услышал (именно услышал) громкий, отчаянный крик:
- Икс! Я вспомнила! Вспомнила! Меня зовут Лора! Лора! Икс! Ты слышишь! Меня зовут Лора!
Затем скрежет лезвия стал громче, и крик оборвался. Механическая рука куда-то уехала.
Через несколько минут она снова приехала (а может, это другая?) и раскрыла кабинку Икса. Из руки выдвинулось лезвие и медленно поехало на него.
Икс почувствовал, что не может двигаться. Да ему этого сейчас и не нужно. Игрек вспомнила, как её зовут... Лора... Какое красивое имя... Значит, у всех этих существ когда-то были имена... Игрек говорила про одежду - значит, когда-то у них была и одежда. Но потом всех этих существ обезволили, внушили им свою волю и стали проверять - хорошо ли работает внушение. Те, кто не подчинялся и не проходил все испытания - объявлялись генетической ошибкой, и либо проходили перевнушение, либо уничтожались. А те, кто проходил испытания... А что было с теми, кто прошёл? Икс не знал. Наверное, их заставляли что-то делать.
Икс вспомнил, что где-то, в каком-то полусне, он видел деревья. Видел деревья, небо, облака, других людей. А потом что-то случилось, чего Икс не помнил. Он видел много-много синих людей, лежащих в открытых чёрных кабинках. Над ними летали механические руки. Значит, сначала механические руки ловили и обрабатывали каких-то других существ, а потом научились делать их из частей тела генетических ошибок. Но он не один, подумал Икс. Таких, как он, очень много. И может когда-нибудь найдётся кто-то, похожий на Лору, генетическая ошибка, случайно допущенная к испытаниям. И тогда, быть может, этот кто-то сумеет выбраться. И может... Может, он придумает способ освободить всех испытуемых и сломать механические руки.
Лезвие медленно надвигалось на Икса. А он смотрел наверх и улыбался от счастья. Под потолком он видел жёлтую лампочку. Её окружали серые стены. Механическая рука была чёрной, на ней мигали лампочки разных цветов - красного, синего, зелёного. Икс улыбнулся - теперь он счастлив. Он всё понял, и он счастлив. Больше ему ничего не надо.
Лезвие резко спикировало вниз и вонзилось в тело Икса.
Икс закричал, и последнее, что он видел - серое, блестящее лезвие, а на нём красная кровь...
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Уравнение
Short StoryДобро пожаловать в мой бред! Не судите строго, это первый в моей жизни рассказ