глава 4

13 5 2
                                    

И всё-таки про него забыли. В здании уже прозвенели все звонки, около часа назад за окном прошёл последний поток учеников, а в актовом зале на самом краю сцены, на ее ступеньках сгорбился одинокий юноша в помятой школьной форме. В полуметре от него валялась начатая пачка безвкусных чипсов.
Бросили, как ненужную, совершенно неважную вещь.. Но скоробить по себе здесь нечего, было бы просто смешно, если бы Юра рассчитывал на большее, учитывая события всей своей жизни.
  Он медленно спустился со сцены и остановился у окна. Всё равно спешить уже было некуда.
Спасибо, что хотя бы не отказались общаться с ним после недавнего. Правда, спасибо, ведь пока это большее, чего он смог достичь за всё время своего пребывания в обществе.
Телефон разрядился в промежутке между третьим и четвёртым звонками - ещё вчера парень забыл зарядить его, так как мобильный в принципе был вещью, к которой он прибегал крайне редко, да и то без особой надобности, а вчера вечером мысли и того хуже сбились в какую-то непонятную кучу, совершенно блокирующую доступ к таким житейским делам.
Окна актового зала выходили на задний двор школы, где размещалось футбольное поле, выстеленное ровным зелёным газоном, но Юре оставалось только сидеть на своём месте наблюдателя и молча следить за игрой школьной сборной.
Вообще, он не очень интересовался спортом, и подобные игры его не особо увлекали, но чего только не начнёшь делать от скуки.. Оставалось только лениво переводить взгляд от одного подающего футболиста к другому и мысленно болеть за наиболее понравившуюся внешне команду.
Вечернее расплывчатое в облаках солнце расслабляло и в целом воздействовало усыпляюще, а игра вопреки тому становилась только оживленнее, крики уличных болельщиков всё настойчивее. но крики те словно растворялись в оранжевом тумане и даже убаюкивали..
Юра уже почти смирился с мыслью, что прийдется здесь переночевать, вот только подобная выходка в глазах родителей приравнивалось к такому же проступку, как и драка с одноклассниками и, соответственно, попадание в камеру, что предвещало ещё одно бессрочное наказание для него.
В высокое, скрипучее при нажатии, окно рядом с ним уперлась ветка, стоящего впритык к зданию дерева, которая мешала в полной мере обозревать футбольное поле. Вроде, это была липа, только начавшая зеленеть после холодной московской зимы, но парень мало в этом разбирался и потому не стал углубляться в свои плоские, еще со времён средней школы, познания в ботанике.Тем более появился объект для изучения поинтереснее - в какой-то момент на эту самую ветку подсела небольшая серенькая птичка, тут же уставившаяся своими кругленькими чёрными глазками на парня.
Похоже, кукушка. Что удивительно: ведь школа находилась почти в самом центре города, но та каким-то образом смогла прижиться рядом с таким шумным местом, где постоянно стоит гомон гиперактивных подростков.
Юра покосился на нежданного гостя, дернувшего в этот момент своей головкой. Миниатюрна птичка, а возможно, птенец, только-только вылетевший из гнезда, правильнее будет сказать, не совсем родительского.
Законы природы порой сложно понять, но тот факт, что кукушки подкладывают свои яйца в чужие гнезда, почему-то казался очень грустным. Что-то совершенно необъяснимое для человеческого сознания. Вероятно, мать этого птенчика тоже отказалась от него ещё до вылупления, и он был обречён уживаться, а точнее будет сказать, выживать среди птиц совершенного другого вида, прибегая к своим естественным инстинктам.
«А мы чем-то похожи» - мелькнула мысль в голове Юры.
Наверное, и правда так. Кукушонок рос среди чужой стаи, тем самым выбиваясь из неё - с Юрой случилось нечто схожее. Хотя, конечно, на словах от него никто не отказывался, из дома не выгонял, да и братьев своих он прибить пока не пытался, как это иногда позволяли себе птенцы кукушки.
Через пару минут его изучения взгляд птенца показался даже каким-то осознанным.. Словно тот понимал, что никому не был нужен ещё до вылупления, выжил по случайности и теперь тоже совершенно никому не нужен..
До абсурда странное совпадение, что подлетел он именно к окну, у которого сидел Юра, хотя, конечно, никто не может настолько хорошо понять безногого, как другой безгногий. И всё же, вероятно, просто совпадение, ведь если и поселилась у школы кукушка, то рано или поздно Юра бы ее увидел.
Вот уже на протяжение пары минут они пусто уставили друг на друга, на первый взгляд, ничего незначащие взоры, но их немому диалогу было суждено оборваться, ибо дверь за спиной Юры неожиданно распахнулась с такой силой, что птичка, почувствовав эту вибрацию, резко слетела с ветки.
Юра тут же обернулся на дверной проем с надеждой, что увидит кого-то из друзей, но его мечтам пришлось оборваться в следующее же мгновение, когда он встретился с надменным пристальным взглядом, устремлённым на него из под темных ресниц вошедшей. Хотя даже не так: буквально влетевшей быстрым, уверенным и размашистым шагом миниатюрной девушки, тем не менее с немалой силой вдолбившей деревянную дверь в стену, что даже заставило парня вздрогнуть одновременно вместе с недавно улетевшей пташкой.
Он сразу узнал ее: это была Ксюша Вронская - местная мисс-целеустремлённость. Девушка, с раннего детства взявшая в руки смычок и с тех пор практически не выпускавшая его, для игры или для выкалывания глаз своим врагам, тут уж никто не разбирался. Даже со стороны невысокая, но бойкая скрипачка создавала противоречивое впечатление, ведь личностью она была общественной, учителя ее хвалили за успехи, но в большинстве случаев встретить ее можно было с таким сосредоточенным выражением лица, словно она целиться своему главному врагу в голову с винтовки.
На уроках десятого «В» класса, в котором она училась, если прислушаться, на фоне нередко можно было разобрать глухое постукивание с последней парты, замечание которому не осмелился бы сделать даже директор, - так девушка отбивала по ней пальцами ритм для нового этюда или сонаты.
Не сказать, что девушка активно заводила новые знакомства, но в школе была довольна узнаваема, потому что завуч не скупался вставлять ее выступление со скрипкой во все возможные концерты, проводимые там. и каким бы мелочным не считалось данное мероприятие, она бралась за все, и даже самый примитивный вечер к какому бы то ни было празднику превращала в настоящий концерт высокого пилотажа изысканным звучанием своей скрипки.
Со стыдом признавал, но у Юры с ней имелись довольно напряженные отношения. Если быть точнее, он ее даже побаивался. А всё из-за неприятного инцидента, произошедшего при их первом знакомстве: маленький Гагарин на тот момент ещё учился в начальной школе, и на один из уроков музыки в качестве примера живого звучания скрипки пригласили третьеклассницу Ксюшу - подающую надежды скрипачку. Не смотря на юный возраст, девочка со всей имеющейся у неё сосредоточенностью на совесть отыграла довольно сложный этюд, позволив себе едва заметно улыбнуться лишь когда смычок плавным движением соскочил со своей последней струны.
Но в отличие от учительницы, дававшей восторженные комментарии девчонке, мальчики наблюдали за музыкантшей с кислыми лицами и куда увлеченнее отдавали своё внимание переговорам вполголоса между собой. хотя, одного из них инструмент всё-таки заинтересовал.. Это был Юра, решивший рассмешить своих друзей и стащивший прямо у неё перед носом скрипку из открытого футляра, чтобы исполнить на ней пару гитарных аккордов, непосредственно держа её так же. Если быть кратким, то неудавшийся урок музыки закончился для безбашенного гитариста переломом руки и поездкой в ближайший травмпункт, а среди младшей школы с тех пор расползлись грандиозные слухи о кулаках маленькой, но строгой девочки.
С годами Ксения и сама стала визуально олицетворять звучание и строгость своего инструмента, но с некой такой изюминкой - всегда гладко уложенные и собранные в тугой конский хвост волосы выделялись своим насыщенным красным цветом, идеально выглаженная белая рубашка с укорочёнными рукавами для непрекращающихся концертов заправлялась в чёрную школьную юбку, а сверху прикрывалась бежевой клетчатой жилеткой.
Одна из немногих старшеклассников, которые ещё соблюдали правила школьной формы, но строгость ее была обращена конкретно к музыке, ибо именно к искусству игры на скрипке она относилась со всей трепетностью, а не к устоям учебного заведения.
Карие глаза с янтарным отливом, устремлённые на парня, словно прожигали его на сквозь, Вронская совершенно точно помнила, но ещё ни разу на словах не упоминала инцидента, произошедшего в начальной школе, при нем.
Ещё несколько секунд молчания, и девушка не сочла нужным вести диалог со странным парнем, неизвестно чем занимающимся в актовом зале после давно завершившихся уроков, и под взглядом стушевавшегося юноши уверенно направилась прямиком к сцене, крепко сжимая ручку чёрного кожаного футляра для скрипки тонкими белыми пальцами одной руки и связку ключей от актового зала другой.
Юру словно не замечали, а это смущало и огорчало одновременно, хотя парень, вероятно, соврёт, если скажет, что не выдохнул тогда облегченно, осознав, что опыт начальной школы сегодня не повторится.
Девушка с осанкой, вытянутой как по струнке, словно слегка отпружинившая от пола, точно эластичный смычок при игре, взобралась на сцену, после чего быстрым движением извлекла инструмент из футляра, который остался на деревянных ступеньках неподалёку.
Проверка целости струн, натирание смычка канифолью.. Юра и сам не заметил, как невольно загляделся на умелые действия девушки, безусловно повторяющей эти действия уже тысячи раз, но неожиданно, уже поднеся скрипку к подбородку, девушка решила всё-таки заговорить:
- Если кого-то ждёшь, то можешь уходить,- ровным, но не слишком громким голосом произнесла она,- у меня здесь запланирована репетиция до восьми вечера,- и раньше, чем он успел раскрыть рот и произнести хотя бы фразу, добавила,- и не говори ничего, я хочу услышать тишину.
Ксюша отвела взгляд вдаль пустующего зрительного зала и, словно выжидая подходящего момента, простояла неподвижно около десяти секунд, плавным, вдумчивым движением занесла смычок над скрипкой. С каждым мгновением ее взгляд становился все сосредоточеннее, задумчивее, лишь на мгновение девушка прикрыла глаза и, едва слышано выдохнув, приоткрыла их, уже преисполненные решимости, давшие более четкий янтарный отлив.
Этот взгляд означал только одно: сейчас во всем зале для неё не существовало ничего кроме изысканного инструмента в руках, который вот-вот нарушит безмолвную тишину, перебивающую умеренное сердцебиение, служившее для девушки живым метрономом.
существует ли на самом деле такая неосязаемая материя, как душа? Если и было во всем мире хотя бы одно доказательство существования истинной человеческой души - то это было услышанное парнем в том скромном, тускло освещённом школьном актовом зале, ибо воистину тогда ему удалось в очередной раз по-настоящему коснуться и заглянуть в принадлежавшую скрипачке.
Всего одна маленькая скрипка в один миг вдруг резко стёрла все рамки, казалось бы, всем известной и не такой уж замысловатой «Зимой» Вивальди. Кажется, ведь это произведение уже давно у всех на слуху, и подобным никого не удивить, но эта девушка.. Она словно шла вразрез со всеми правилами.
Так бывает, что когда человек отдаётся чему-то по-настоящему значимому для него, вкладывает в это дело всего себя, то несомненно можно считать это творение воплощением его души, которую он преподносит своей идее в жертву.
Ее рука двигалась словно по инерции, по давно выученной мелодии, и хотя более Юру ничего не держало, ему не хотелось покидать это место. Даже не так, если бы он захотел, то в первые секунды точно, просто не смог бы сдвинуться с места, от игры буквально замирало сердце.. В тот момент он мог поклясться на собственной могиле, что эта миниатюрная школьная скрипочка самым наглым образом заменяла целый духовой оркестр.
Поражало не только невероятное мастерство, но и то чувство, которое она испытывала при игре: по нотам она шла на ощупь, ведь присмотревшись, не сложно было разглядеть, что та и впрямь играла с закрытыми глазами. Казалось, что само пространство растворялось на той сцене, где она стояла.
С каждым новым движением смычка становилось понятно: эта уверенная в себе девушка добьётся невероятных вершин, если только не будет останавливаться.
Пожалуйста, только не прекращай.
Но как бы игра не завораживала, Юре и правда уже было пора уходить: путь на свободу был расчищен, а если не медлить, то и очередного наказания ещё можно успеть избежать..
Аккуратно подхватив с собой рюкзак, парень всё же незаметно спрыгнул со своей имитированной вышки, состоящей из строительной лестницы у окна, и практически бесшумно, точно мимолетное колыхание ветерка, прошёл к выходу.
И всё-таки, было и в игре, и в самой девушке что-то такое особенное, что-то, делающее ее уникальной в своей сфере.
Порывистая мелодия, казалось, доносилась до его слуха даже на улице, заглушая крики футболистов под окном актового зала.
Сам о себе Гагарин никогда бы не сказал, что слышит в классической музыке потайной смысл, доступный настоящим интеллигентам и, слушая концерты того же Паганини со старенького проигрывателя, он улавливал лишь успокаивающую мелодию умелых музыкантов.
Весь тот нужный смысл, что его так завораживал, был в ней, в скрипачке, а не в самих нотах, написанных несколько веков назад. Деревянная скрипка и мировые произведения были средством передачи лишь ее чувств и лишь ее мыслей.
Юре казалось, что только он один из всего зала в полной мере осознавал это, точно так же, как никто кроме него не подозревал о его собственном состоянии.
Обычно после ее концертов, на которых парень сидел в самом дальнем и темном углу один из всей своей компании, юная скрипачка ещё долго не выходил из его головы. он думал, что та пытается что-то донести до них всех, а на самых высоких нотах насмехается над их глупостью, уверенностью в том, что она лишь передаёт им творения великих классиков.
Эта мимолетная и по большей части глупая мысль никак не покидала его, а звонкий смех строгой на вид девушки так и всплывал в его сознании, отдаваясь перезвоном маленьких колокольчиков.
«Зима» в самом начале весны преследовала его на пустых вечерних улочках, в серой подземке, у поржавевшего осыпающегося ларька с журналами, на лестничных пролётах, пяти этажах и лестничной площадке его дома. До самой двери и кухни, где он чудом нащупал в дальнем углу холодильника холодные сырники, оставшиеся с завтрака, и свалился с ними за стол прямо в школьной форме, чтобы пополнить силы, утраченные за уборкой и бездельем в пустом актовом зале за весь день.
Сделал несколько больших глотков воды прямо из графина, но никого из родителей ещё не было дома, поэтому он мог позволить себе подобную привилегию, за которую его бы отчитал любой увидевший. К несчастью, уже на третьем глотке из коридора послышался хлопок входной двери, заставивший его с полным ртом воды поспешно отодвинуть от себя графин, чуть ли не сбивая его со стола и не разбивая, когда в кухню в верхней одежде вошла невысокая темноволосая женщина лет сорока пяти, привычным движением поставившая на стол рядом с ним пакеты с продуктами.
По описанию можно было ошибочно предположить, что вернулась мать из магазина, но это было вовсе не так, ведь та обычно работала допоздна вместе с отцом, а по дому у них в этот момент орудовала проверенная годами домработница и в каком-то смысле друг семьи - Наталья, та самая, чей номер телефона утром опрометчиво продиктовал Юра Саше.
- Кто же таким питается, Юра, этим сырникам уже три дня!..- вместо приветствия тут же запричитала женщина, сбрасывая куртку на спинку ближайшего стула и переведя взгляд на скромный перекус парня,- Матери скажу - прибьёт же! Я вам продукты по дороге купила, иди переоденься лучше, приготовлю что-нибудь съедобное,- добавила она, изымая у него тарелку слипшихся, но всё же заветных сырников.
- Ну тёть Наташ..- печально вздохнул он, наблюдая за тем, как своеобразный десерт перебирается в отходы.
- И руки помой..- словно и не слушала его женщина, подставляя уже пустую тарелку под тёплую струю воды.
Делать нечего, пришлось выполнить всё так, как она сказала, ведь и правда не хватало ещё, чтобы матери доложила о его непослушании. Намерено, она, вероятнее всего, на такое не способна, всё-таки тетя Наташа - обладатель добрейшей души, полной сострадания к несчастному, хоть и на две головы ее выше, ребёнку. А вот из волнения к его здоровью вполне могла мимолётом упомянуть произошедшее. Мать уж там сама выберет, как  воспринять это: как знак, и уделить ему больше внимания, что даже смешно, или, к примеру, как вынос мозгов одинокой домработнице, после которого благоприятный исход будет ну очень маловероятен, а наказаний Юре уже достаточно.
А в общем, Юре было даже приятно, что о нем так заботятся, хотя, не сложно догадаться, что большую роль здесь играют её собственные повадки к заботе обо всех, но всё же..
Родители словно однажды смирились, что этот ребёнок потерян и ограничили свои обязанности перед сыном на его содержании и мимолётных вздыханиях от безнадёжности ситуации при его очередных выходках в то время, как совершенно неродная женщина переживала о том, что он впопыхах ест холодные сырники вместо нормального ужина.
А когда ради тебя так стараются, ну разве не грешно их простым просьбам отказывать?
Не смотря на лень, Юра потратил лишние несколько минут на то, чтобы аккуратно сложить школьную форму и привести себя в порядок, только после чего уже в виде послушного мальчика вновь показался на кухне, где его уже дожидалась разогретая домашняя стряпня тети Наташи.
Само то внимание, которое она ему уделяла, уже вызвало на его лице умиротворенную улыбку, а в груди тёплое, разливающееся по всему телу чувство.
- Спасибо, теть Наташ,- поблагодарил Юра, садясь за стол, пока та искала что-то в своей сумке,- а расскажите, как у вас день прошёл?- с искренней заинтересованностью добавил он, взяв столовый прибор в руку.
- Всё как всегда, Юрочка, туда-сюда..- вздохнула та, унося сумку в прихожую, из которой ту же послышался чуть повышенный голос,- А ты кушай, кушай пока не остыло!
- Ем, куда ж я денусь..- про себя усмехнулся парень, нанизывая на вилку немного салата.
- К племяннице заезжала утром, - всё же решила поточнее ответить она парню, вечно интересовавшемуся всем и обо всех, возвращаясь на кухню,- А может, тебе хлебушка? С хлебом-то посытнее будет, давай нарежу..- тут же соскочила с темы она.
- Да не, тёть Наташ, и так всё вкусно, спасибо,- отмахнулся тот, закидывая в рот нарезанные овощи.
- Знаю я ваше вкусно, знаю..- уже рыскала в хлебнице домохозяйка,- В школе учебой завалят, так вы и кусочка в рот за весь день не возьмёте без наших напоминаний.. С хлебом-то лучше будет, верно, я говорю?
- Верно-верно..- не стал спорить Юра, следя за ней взглядом, с которым внуки обычно принимают столь ценные ухаживания своих бабушек и дедушек,- Так что там с вашей племянницей?
- А, ну так..- задумалась та, быстро нарезая батон на небольшие ломтики,- Учится, учится в своём медицинском, Маринка моя.. Вот так же, как и ты, рисинки в рот сама не положит.. Всё дела у неё.. Волнуюсь за неё, все нервы истратила, а она ни в какую..- с озабоченным вздохом произнесла Наталья, ставя перед ним тарелку с нарезанным хлебом.
- Вот видите, как хорошо, что вы у неё есть..-со знанием сказал Юра, с удовольствием поедая ее стряпню.
- Хорошо-то хорошо.. Не уследишь ведь за ней совсем..- перевела многозначительный взгляд на окно женщина, задумавшись о своём.
  Прошло ещё несколько секунд характерного постукивания столовых приборов прежде, чем та, что-то вспомнив спохватилась:
- Точно, Юра.. Ты же у нас на программиста идёшь? Хотела у тебя спросить..- снова перешла в коридор женщина, удерживая в голове какую-то волнующую ее мысль под заинтересованным взглядом парня,- Я в этом всём не разбираюсь, сам знаешь..- появилась в дверях та, прищурено вглядываясь в экран своего старенького телефона, предпринимая последнюю попытку разобраться с чем-то, но в итоге поспешно ее отбрасывая,- В общем, держи,- протянула ему мобильник женщина,- Мне с самого утра неизвестный номер названивает, мошенники, как думаешь? Я не отвечаю, вдруг деньги спишут или ещё что. Мо ты же в этом разбираешься, сможешь что-нибудь сделать.
- Кхм, конечно,- кивнул Юра, проглатывая ком еды во рту и взяв в руки телефон.
Так всегда и бывало: Юра - будущий программист, а потому к нему бегут за помощью с совершенно бытовыми вопросами. А он и не против помочь, правда иногда тайком умиляется их детской неприспособленности к технике в двадцать первом веке.
Но следующая мысль, посетившая его голову, стоило тому перевести взгляд на множество пропущенных и время, в которое они были воспроизведены, заставила едва заметно дернуться его левый глаз. О да, ему прекрасно было известно, какие именно «мошенники» так яро названивали Наталье.
Но как бы ему сейчас не хотелось перезвонить и послать надоедливого придурка на его историческую родину, нельзя было проявлять этих эмоций на виду у Натальи, а потому Юра поспешно добавил его в чёрный список и вернул телефон владелице, каждый раз прибывающей в небывалом восхищении от его «программистских навыков».
Произошедшее утром оставило неприятный осадок, теперь давший о себе знать в полной мере, а чувство от чего-то такое, словно только что смертной казни избежал.. Но кто ж знал, что он будет таким настырным?
Хотя теперь этот поступок показался таким детским, таким глупым, таким нелепым, что захотелось провалиться сквозь землю при воспоминании его малейшей подробности.
Еда больше не лезла в горло, а настроение снова скатилось вниз по эмоциональной шкале.
  Ну почему он всегда сначала - делает, потом - думает? Как же глупо было дать ему чужой номер, как же по-идиотски было со стыдом сбежать тогда из клуба - всего за последние пару дней юноша словно понемногу начал сходить с ума, ведя под откос свою чистую убеждённость в том, что он как никто иной способен сохранять здравомыслие в любой угнетающей ситуации.
его довёл до этого всего один человек, один-единственный мимолетный взгляд его стеклянных глаз, но почему он так легко поддался, как зачарованный начал плясать под его дудку?

Моё одиночествоМесто, где живут истории. Откройте их для себя