насилие родит насилие,
и ложь умножает ложь;
когда нас берут за горло,
естественно взяться за нож.- Николай Асеев «Надежда»
учёба - такое удивительное явление. стоит только сесть за учебник, и сию секунду любые видимые и невидимые силы начинают действовать на твоё сознание. его теперь занимает тысяча и одно невыполненное дело, которые необходимо сделать именно сейчас: комнате тут же требуется неотложная перестановка, самому тебе давно пора заняться спортом, а на полке неожиданно появляется книга, которую ты так давно хотел прочитать, но не решался до этого определенного момента.. и вообще охватывает такое ощущение, что ты сегодня трудился весь день на измор, ужасно устал, твой мозг отключается, тебе очень хочется спать.
тревожно осознавать, что так завершились уже десятки твоих попыток заняться саморазвитием, самому ужасно стыдно. но несмотря на этот серьезный недостаток, который Юра уже мысленно признал в своей голове, он искренне не понимал, почему же после всего вытерпенного его не может хотя бы не будить эта раздражающая мелодия будильника, из-за которой каждый раз так и хочется собрать оставшиеся силы в кулак и со всей дури швырнуть телефон в стену.
несколько часов он провёл за пробниками прошлой ночью, полчаса дремал лицом в сборник, очнулся на рассвете, когда случайно чуть не свалился с кресла. как итог, свалился окончательно и, не сумев доползти до своей кровати всего полметра, провалился в сон.
одиннадцатый класс - время напряженное, и уж поверьте, проснуться от дебильного гудка, на который у тебя ещё с шестого класса стоит неприятный триггер - последнее, чего он сейчас хотел.
но слушать его уже в десятый раз за утро он хотел ещё меньше, поэтому пришлось всё же, не раскрывая глаз, докатится до стола, нащупать на нем телефон и начать бездумно тыкать в экран.
не сомневаясь, что напоминает сейчас слепую черепаху, Юра продолжал свои крохотные усилия, что в очередной раз ему доказало, лень - беспредельна и беспощадна.
но даже через целую минуту попыток тот не поддался, и на этот раз парень был вынужден взять его в руки. и только на мгновение приоткрыв глаза, он наконец догадывается, что все это время у него ни секунды не звонил будильник. все звуки, которые мешали спать ему в то утро, были звонками.
не хватало сил даже прочитать контакт звонящего, так что вызов принялся почти сам собой, а мобильник наконец лениво приложили к уху:
- алло..- промурлыкал парень.
- так сладко зевнул, чудо ты мое, выспался?- раздался удрученный мужской голос в трубке.
- ещё бы полежал..- попытался приоткрыть глаза Юра, но, тут же ослеплённый солнечным светом из окна, закрыл их обратно.
- ещё бы полежал, дорогой ты наш, - лаского повторил за ним, точно за маленьким ребёнком, Валентин,- а время на часах видел?
- а что с ним такое?..- потянулся тот. сонливость всё ещё не покидала его.
- Юра, с ним всё замечательно, мне интересно, с тобой ли всё так же в порядке! - возмущённо воскликнул брат и понеслось,- два часа дня! школу проспал, вчера - ах извините, точнее говоря - сегодня в первом часу ночи воротился, никому ничего не сказал, сообщения мои проигнорировал, в комнате на замок заперся! а я его ещё весь вечер перед отцом выгораживал, говорю, он учится, период такой!.. - на пару секунд замолчал он, переводя дыхание, и послышался его приглушённый голос в сторону,- иду-иду, подождите секунду, мне ещё здесь нужно воспитательную программу довести.. Юра, - вновь со всей жёсткостью проговорил он,-так ты мне объяснишь, что это значит? у тебя подростковый бунт как-то подозрительно затянулся, или я уже не знаю, что это такое! Юра? Юра, почему ты молчишь?
но сонливость всё-таки взяла своё - на линии послышалось его тихое сопение.
- это ещё что такое?! рота подъем!- заорал старший.
- а? - только опомнился Юра.
- бэ!- передразнил тот,- ты меня вообще не слушал?!
- нет, Валя, я тебя услышал..- потёр переносицу тот,- прости, пожалуйста..там просто такое дело.. нужно было кое-кому помочь..- размыто подобрал слова он, и между ними на несколько секунд повисла пауза.
- эх ты..- вздохнул наконец Валя,- иди умывайся..
- Валя, ты самый лучший брат на свете..- снова зевнул Юра.
- иди-иди, - не вёлся на лесть и продолжал подгонять брат,- и если до школы сегодня ещё доползешь, то чтобы дома был в шесть!
- да я к тому времени только из комнаты выйду!
- ну, ничего страшного, обратно зайдёшь!
- Валя, да даже пятикласснику в наше время дольше гулять разрешают!
- ну хорошо, в пол седьмого!- не оставлял попыток удержать его брат.
- да на кой мне твои полчаса несчастные?!- возмутился Юра.
- Юра, по-моему, ты на протяжении последних лет трёх вообще нам не сообщаешь места своего нахождения вне дома и даже не пишешь время твоего возвращения. мы каждый раз как в первый удивляемся..
- в шесть так в шесть,- смирился он.
- вот и умница. ладно, отключаюсь, у меня интервью. мать до инфаркта не доводи, о большем не прошу.
- постараюсь не попадаться ей на глаза,- согласился Юра.
- Юр, давай нормально. и к вступительным готовься, через неделю мы едем, не забыл?
- да готовлюсь, не забыл..- вздохнул он, но в ответ услышал только короткие гудки.
отключился. и неудивительно, все-таки Валя отвлёкся от работы ради созвона с ним.
сколько, он там сказал, времени, два часа? ну, это ещё по-божески, в выходные, бывало, в это время Юра только-только вылезал из учебников, а тут ишь - и поспать успел.
с очередным глубоким зевком он растянулся на сером ковре и тут же болезненно простонал - спать на жестком полу, свернувшись клубком, так ещё и без единого намёка на подушку, оказалось плохой идеей.
второй по насущности проблемой - после самих экзаменов - у одиннадцатиклассников, на удивление (ну, или очень даже ожидаемо), являлась кривая осанка и больные суставы, не дающие покоя после нескольких часов сидения за партой. а сейчас он ещё и - не смущаясь своих мысленных высказываний - как старый дед, отлежал себе всё до такой степени, что не согнуться теперь. и кто знал, что проблемы со спиной настигнут его так рано..
нашлись силы лишь сесть и тут же захотеть лечь обратно от резко закружившейся головы. ах да, третья проблема - с вестибулярным аппаратом и недостаток кислорода.
вот так и проходят «лучшие года» их жизни, после которых страшно представить так называемые «худшие».
но Юру можно было назвать довольно дисциплинированным в своих кругах и, собрав волю в кулак, он через лень и боль принялся за утренние процедуры, от которых многие предпочитают отлынивать. лень присуща всем - и Юра не исключение -, но Гагарина от них отличала толика желания скорее стать самостоятельным, выработать привычку на неприятные, но важные акценты в жизни, чтобы вместе с последним звонком наконец вылететь стрелой из отчего дома совершенно самостоятельным, и не дай бог ему ещё сюда вернуться.
к счастью, квартира оказалась пуста, и после ванной комнаты он, пританцовывая, вышел в кухню в одном полотенце в приподнятом настроении.
удивительно, что снаружи юношу тянуло к людям, общению, ни в коем случае не мог стерпеть он одиночества, но его домашние вызывали лишь дискомфорт. с ними было сложнее всего контактировать, и сами они были словно чужды ему. вечная проблема: снаружи тысяча и один знакомый, дома - затворник. окажись один на улице - потерянность, страх; дома же - невероятная удача, прилив сил.
обычно, Юра предпочитал не завтракать, в тишине собираться в школу и покидать квартиру, пока его не засекли, но сегодня из кухни доносилась музыка и звон посуды. в кои-то веки решился пожарить пару яиц - просто удивительно. но такое резкое желание вполне объяснимо, ведь когда ты один дома, так с дури и генеральную уборку затеять можно, не то что кулинарные навыки испытать.
так, налегке, свободными движениями парень переносился по кухне, наполняющейся тёплыми, приятными ароматами, то подливая масло на сковороду, то ища приправы на дальней полке, параллельно подпевая солисту любимой группы, играющей на полную из динамиков телефона.
и теперь даже брызгающее во все стороны раскаленное масло не мешает ему танцевать и мычать под нос бодрую мелодию, пока горячий омлет перемещается в тарелку.
возле плиты он добавляет последние штрихи нарезкой из овощей и зелени, мысленно провозглашая себя великим шефом - такую симпатичную улыбающуюся мордашку из помидоров и петрушки, знаете ли, мало кто повторит..
Юра уже почти достиг наивысшей степени возможной для себя эйфории, погрузился в созданную им же атмосферу, забыл обо всем кроме себя самого и этой приятной мелодии, когда за его спиной как гром среди ясного неба вдруг взорвался уже несколько минут с трудом сдерживаемый, задыхающийся смех.
чей-то смех в, как казалось, пустой квартире.. заставивший его немедленно замолкнуть.
более того, на слух едва можно было определить тембр - женский или мужской - этого голоса, но он определенно уже слышал раньше этот гогочущий, прихрюкивающий, то пискляво высокий, то чуть ли не басисто низкий хохот.
но ещё не успевая ничего сообразить, перепуганный парень молнией оборачивается на него, случайно опрокидывая на стол заранее подготовленную кружку с обжигающим чаем и тут же с ужасом осознавая, что из одежды на нем нет ничего кроме темно-синего полотенца, теперь кажется, слишком хлипко повязанного на бёдрах.
но скрючившейся, дрожащей всем телом от нескончаемого хохота девчонке перед ним было ровным счетом наплевать на его смущение в эту минуту.
- какого черта?!- в смятении вскрикнул он почти пискляво, безрезультатно пытаясь хоть как-то прикрыться руками,- ты как вошла?!
- Боже, почему я не успела это заснять?!..- перешла на гогот та, запрокидывая голову, и ее короткие каштановые волосы тут же приоткрыли взору румяные от смеха щеки.
она так громко смеялась, что ее большущий рот, кажется, почти растянулся в половину лица, сплошь усыпанного родинками и состроившего непередаваемую развеселую гримасу. округлые очки в чёрной оправе съехали на нос и перекосились, а девушка всё хохотала и прихрюкивала. в любом приличном обществе ей бы сделали серьёзное замечание за подобную выходку, но, по правде говоря, звуки, которые она издавала при нем, были в тысячу раз смешнее самой ситуации.
Юра в смятении уставился на неё, не понимая, как вести себя и за каким столбом спрятаться, но смущение парня ее явно забавляло не меньше картины, происходящей здесь пару минут назад.
- Юр..- задыхаясь, выдавила она, глянула на него и снова безнадёжно засмеялась,- давай по новой, щас такое видео запилим, ты звездой будешь!..
но тот смотрел на неё без того же энтузиазма, медленно краснея под ее хохот.
- так что ты здесь..- ошарашено произнёс он, наконец схватив телефон и, чуть ли не ломая пальцы, сбавил звук на минимум,- твою налево, Марина!- негромко засмеялся парень, прикрывая покрасневшее лицо ладонью.
- и давно ты увлёкся балетом?..- лишь на секунду притихла девушка и с новой силой засмеялась.
- каким ещё балетом?! - прыснул Юра,- хотя, чему я удивляюсь, сегодня решил начать!- взмахнул руками он, уже дрожа всеми мышцами, и отвернулся.
- вижу..хорошо идёт!- хлопнула по колену она, зажмурившись.
- очень! приходи на отчетный концерт!- уже еле дыша выдавил парень, скрючившись рядом с ней.
- какой концерт?- раздался полный неподдельного удивления голос Натальи, внезапно возникшей за согнувшейся спиной девушки,- Юра, - ещё больше удивилась она, остановившись прямо перед резко выпрямившимся покрасневшим юношей, неожиданно замолчавшему,- ты почему не в школе?
- я не ходил сегодня,- промямлил он, стараясь не обращать внимания на нервные всхлипывания племянницы домработницы,- я проспал.
- а что ж это ты так? - шагнула к столу женщина и глянула на размякший омлет, залитый чаем,- готовил..- почти в отчаянии добавила она.
- да это..- глянул туда же и вновь облился потом Юра, неловко коснувшись рукой затылка,- в общем..по крайней мере..пытался..- сглотнул он и зажмурился, услышав новый взрыв хохота за собой.
похоже, эта девушка могла смеяться неделями.
- иди, лучше, оденься,- покачав головой, посоветовала Наталья.
- но я ещё могу испра..- неуверенно попробовал возразить парень.
- Юрий.- серьезнее повторила она.
- понял, уже иду..- пролепетал он и поспешил удалиться, печально осознавая неминуемую участь его так старательно приготовленного блюда.
что касается племянницы Натальи Васильевны, той не по годам хохотушки Марины, которая время от времени появлялась у них дома, то из всех девушек мира ей удавалось смущать Юру больше кого бы то ни было.
девушки в целом не оставляли его равнодушным, заставляли краснеть, метаться, но Марина, что была старше его на целых три года - хотя, по поведению, сказал бы Юра, значительно младше его -, была просто взрывом в сознании.
внешне она не так уж выделялась: почти не красилась, носила очки и прямую короткую стрижку, но этот ее смех..
она всегда смеялась так, что первые несколько секунд ты сначала впадаешь в недоумение от ее открытости - или порой думая, что у неё припадок -, забывая про анекдот, который вызвал его, но вскоре уже и сам смеёшься за компанию, то ли от ее необычной реакции - а этот её смех был просто ужасно забавным -, то ли просто временно теряя разум за компанию. она была настолько открыта в эти минуты, что ты терял любую скованность рядом с ней.
и каждый раз, каждый несчастный раз Юра замирает на эти первые несколько секунд, сгорая от стыда и позабыв обо всем. странно, но ему никак не удавалось привыкнуть к этой особенности девушки.
и как он не догадался, что может - нет, даже просто обязана - зайти их домработница, так ещё и вместе с племянницей.. конечно, в их доме о личном пространстве можно только мечтать, но всё же, те минуты свободы были хоть и коротки, но так сладки..
влетев в спальню и захлопнув за собой дверь, Юра поспешно принялся опустошать шкаф с одеждой, вытягивая из того наугад вещи и бросая их на кровать. нужно было скорее уходить, хотя эти двое и представляли наименьшую угрозу из всех возможных лиц, заглядывающих к ним, но надолго задерживаться всё равно не стоило - как посадят завтракать, как начнут заботиться о бедном школьнике-переростке, так до вечера не отпустят.
под руку попались серая толстовка с каким-то непонятным пятном на рукаве - неопрятность снова дала о себе знать - и самые обычные прямые джинсы. довольно невзрачно, но большего тот и желать не мог. а уж когда у зеркала удалось непослушные волосы собрать в пучок, так он совсем обрадовался - уже и на нормального человека стал походить.
но только схватив в спешке полупустой рюкзак и уже вылетев в плохо освещённый коридор, он вспомнил про оставленный на кухне телефон - последнюю вещь, про которую можно было позволить себе забыть.
и стоило только глянуть в сторону двери, ведущей к нему, как он встретился с улыбающимися взглядом стоящей в дверях девушки.
- Юрочка, омлетик - во!- показала большой палец вверх она,- но пришлось его выкинуть, не обижайся!
Юра мысленно утер слезу за столь старательно выложенный на нем портрет и вздохнул:
- он пал в храбром бою..
- ага, точно!- с широченной улыбкой кивнула Марина,- но мы тебе новый приготовили, так что налетай!
- лечу! - беспрекословно направился к ней парень, рассудив, что иного способа забрать мобильник ему сейчас не предоставится.
в помещении работа уже шла полным ходом: помимо того, что те готовили завтрак, в сто раз превосходящий попытку Юры сделать это самостоятельно, так в ход уже пошли заготовки и к ужину - всё-таки был уже третий час дня -, уборка помещения и прочее и прочее, для чего парню потребовалось бы по крайней мере ещё две пары лишних рук.
а снизу, в мусорном ведре на парня «выглядывало» сморщившееся яичное лицо его собственного приготовления. и все-таки, если бы не их внезапное вторжение, наверняка это было бы вполне реально проглотить.
- Юра, присядь, уже почти готово,- попросила Наталья, стоя у плиты.
- да, Юра, давай,- прошла мимо Марина с миской салата,- и телефон свой проверь, сообщения уже пять минут без остановки приходят.
- да быть такого не может,- сам не заметил, как вслух произнёс он, приземляясь на стул неподалёку и откладывая рюкзак в ноги.
- ну, вдруг кто-то просто заценил твой утренний танец и..- будто припоминая эту картину, закатила зеленые глаза девушка, двумя пальцами сжимая внезапно появившийся в руке телефон перед его лицом.
- и отчаянно просит автограф, понял, я твои слова наперёд знаю,- выловил его Юра и чуть не вздрогнул от нового оповещения.
- не может быть, Юра!- ахнула Марина, всплеснув руками,- всё-таки поклонники?!
- да похоже..- в недоумении сморгнул тот, снова вызвав хихиканье с ее стороны.
нет, всё-таки ее смех - это что-то из разряда вон выходящее. Юра, конечно, очень любил и всеми способами добивался, чтобы над его поведением и шутками смеялись, но даже в тех случаях, где этого не подразумевалась, она начинала смеяться. он даже не пытался никого развеселить - а она смеётся. против воли он даже задавался спорным вопросом: стало быть, настолько хорошо влился в роль клоуна, что шутки уже и ни к чему? или его нагло дурят?
- ты, кстати, какими судьбами?- поинтересовался у неё Юра.
Марина оглянулась и как ни в чем не бывало поправила одной рукой очки:
- я здесь буду практику в больнице проходить ближайший месяц, - и с улыбкой снова отвернулась к плите,- так что привыкай, ты меня ещё не раз увидишь.
- а почему же ты проспал?- встряла между ними Наталья, ставя перед ним тарелку с тёплым омлетом, от которого тут же потянулся тоненький пар,- разве, в школе так сильно заваливают?
- не то..слово,- на секунду затормозил Юра, убирая вновь завибрировавший телефон в рюкзак.
- ужас! ужас это какой-то, а не школа!- как по щелчку запричитала женщина, ловля на себе непонимающий взгляд подростка,- вот скажи, Марина, вам же там, в медицинском, тоже продохнуть не дают?
- ну вы сравнили, тёть Наташ..- покачала головой племянница, облокотившаяся на столешницу за ее спиной.
- и правильно сравнила!- не отступила та, продолжая с прежним чувством,- бедных детей так нагружать, что они утром и встать не могут, кошмар!
бедные дети, не найдя аргументов против, хором вздохнули. лучше бы им про учебу и не напоминали.
а пока Наталья продолжала жалеть их в своей привычной манере, Юра решил побыстрому умять омлет и отправиться наконец куда подальше. сначала показалось, что будет сложно сбежать от их пристального надзора, но те вскоре успокоились, Наталья ушла в уборку, а Марина засобиралась куда-то в город, оставляя обрадованного такими обстоятельствами парня без внимания.
судя по настенным часам, в школе уже давно завершился последний урок, и идти туда не имело никакого смысла, но никто не запрещал ему заглянуть, к примеру. в шахматный клуб или даже просто пошататься без дела по городу.
он прошёл к входной двери, как тень - даже можно сказать, проскользнул -, так, что никто и не заметил его внезапное отсутствие за столом. и напоследок решил глянуть обстановку: Наталья протирала окна в соседней комнате, а Марина остановилась возле темного деревянного туалетного столика и внимательно разглядывала своё лицо в настенном зеркале напротив, параллельно что-то ища в косметичке и то и дело старательно распушая каштановые локоны на макушке.
Юра бесконечно мог наблюдать за тем, как девушка прихорашивается, но не хватало ещё случайно привлечь на себя её внимание, так что пришлось тихо покинуть квартиру, пока этого не произошло.
он сам не понимал от чего, но со временем как-то привык уходить из дома бесшумно, никого не предупреждая и боясь, чтобы его заметили. как будто это могло принести кому-то дискомфорт, как будто в этом было что-то неправильное, запрещённое. может, какая-то определенная причина и была, но он ее уже не помнил.
он мог только смириться, что многие из своих действий не мог сам себе объяснить, а что-то просто бесследно стиралось из памяти.
погода во дворе стояла совершенно противоположная вчерашнему дню, лужи уже высохли, а солнце беспощадно слепило глаза и - неожиданно для середины марта - палило не по-детски, и он даже пожалел, что не надел на выход легкую футболку вместо этой грязной толстовки, но не такой уж это было весомой причиной возвращаться.
Юра уже почти направился в сторону шахматного клуба, как очередное сообщение, пришедшее на телефон, заставило его остановиться прямо на тротуаре. он давно отвык от звука уведомлений - примерно со средней школы, когда родители, и те перестали интересоваться у него где он, с кем и не собирается ли домой -, и это не удивительно, ему писали только в самых-самых крайних случаях, и этих определённых личностей парень мог пересчитать по пальцам одной руки. разве что, был ещё школьный чат с информацией, да и в том сообщения для учеников были давно закрыты, так от чего же вдруг такая активность. но стоило экрану телефона загореться, и вопросов только прибавилось. Юра нахмурился, стараясь припомнить что-то, хоть малейшую зацепку к факту численности его номера в группе с названием «стадо болванов», из которой и шёл этот бесконечный поток сообщений. когда же та вдруг переименовалась в «стадо болванов и Марк Родионов», вопросов стало ещё больше.
- быстро же там иерархию стоят..- пробормотал Юра, переходя в чат, и перед его глазами тут же выстроились в ряд несколько десятков сообщений, которые он тут же пролистал от начала до конца:
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Моё одиночество
Teen FictionЮра Гагарин - подросток 21 века, чьё имя из-за тезки-космонавта стало пожизненным клеймо. Вот только он не спешит оправдывать надежды родителей и общества, ввязывается в драки, соглашается на любые авантюры с «плохой» компанией точно таких же пробле...