1.Философия и ее предмет. Структура и функции философии.
Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии.
Философия - форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения - мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Философия решает следующие предельно общие мировоззренческие вопросы:
каково отношение сознания к материи, т. е. что первично: сознание или материя, который считается основным вопросом философии;
что такое познание и каковы его возможности и границы?
что такое человек и в чем смысл его бытия?
что такое общество и каковы закономерности его развития?
в каком направлении движется человеческая история - по пути прогресса или по пути регресса?
Постановка и решение этих и других мировоззренческих вопросов и составляет предмет философии.
Структура философии.
Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).
Структура философии:
1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия
2)Гносеология (гносео - знать, познавать) о познании, методы познания.
3)логика- учение о законах и принципах мышления
4)Этика - учение о нравственности, морали
5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития.
7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности)
8) философия науки - учение о науке; 9) философия техники;
10) аксиология - учение о ценностях;
Функции философии:
1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.
2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.
3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.
4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.
5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)
6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую
7) аксиологическая - соц., нравственные, эстетические ценности.
8)методологическая - применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.
В заключение следует подчеркнуть, что в философии отображается не только прошлое и настоящее. Она конструирует и будущее, формируя принципиально новые идеи, мировоззренческие идеалы. В области конкретно-исторической жизни она осуществляет интеграцию различных форм человеческого опыта.