ГЛАВА 21. Группировки и милиция

40 3 0
                                    

«Отсутствие у вас судимости – это не ваша заслуга, а наша недоработка.»
Ф.Э. Дзержинский

Поначалу милиция гонялась за группировками, а пацаны скрывались как могли. Старый Уголовный кодекс не предусматривал статьи для несовершеннолетних подростков за уличную драку, поэтому в 1980-х у силовиков не было вменяемого инструментарии для борьбы с феноменом.

Тогда подростками в фернандельках занимались отделы по делам несовершеннолетних и участковые. Участковые сотрудничали с фотоателье: если толпа подростков в определенной одежде (спортивных костюмах, куртках «Аляска») приходила на групповую фотосессию, негативы оказывались в отделении милиции. «И потом тебя ловили, спрашивали: „Этого знаешь?" – „Нет!" – „Этого знаешь?" – „Нет!" – "Как не знаешь, когда ты с ними вот на этой фотографии стоишь?"» – рассказал мне Алексей А. из Чебоксар. В Казани эта схема тоже использовалась.

В начале 1980-х по всей стране стали создаваться ОМОНы, а в Казани их функция выполняла восьмая рота, появившаяся в 1983 году. В итоге в Татарстане ОМОН появился очень поздно. Милиционеры, с которыми я связывался при работе над книгой, говорили, что это политическое решение: якобы Минтимер Шаймиев не хотел, чтобы у него под носом существовал вооруженный до зубов отряд, подчиняющийся федеральному руководству. Бойцы 8-й роты не только достаточно жестко разгоняли сборы, но и задерживали взрослых опэгэшников: «Сентябрь 1992 года. Крупномасштабная операция по пресечению хищения дефицитной дорогостоящей полиэтиленовой крошки в особо крупных размерах с завода „ОргСинтез" и задержанию членов ОПГ „Жилка". Во время операции было задержано около 100 человек, причастных к хищению, в т. ч. и руководящие сотрудники ОВО Московского РОВД г. Казани», – говорится в официальном описании роты.

Поименные списки группировщиков появились уже в середине 1980-х. В 1990-х местными отделами милиции заводились «наблюдательные дела»: милиционеры разрабатывали планы по разобщению группировщиков, выявляли количество участников, связи между ними, места дислокации, автомобили и киоски, принадлежавшие старшим, и составляли анкеты с фотографией. Тогда же милиция начала работать с осведомителями внутри группировок.

«В мае 1993-го в Татарстане был принят Закон РТ „О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью", согласно которому сотрудники полиции имели право задерживать подозреваемых на срок до 30 суток. В результате за один год в Татарстане было задержано около 5 тысяч членов группировок, поэтому многие из них впоследствии поспешили покинуть пределы республики, – утверждается в одном из материалов пресс-службы МВД по РТ. – В итоге была налажена координация деятельности правоохранительных и других государственных органов через созданную Кабинетом Министров республиканскую межведомственную комиссию по борьбе с преступностью и коррупцией.

Криминальный Татарстан 1970 - 2010-х Слово пацанаМесто, где живут истории. Откройте их для себя