Шел 1944 год.
27 ноября.
Смоленск. Опустошённое село. Здесь были немцы.
В деревню въехала машина. Жители деревни: их было двое - насторожились.
- Даша!- крикнула женщина, перегнувшись через окно.
Девушка, сидевшая на завалинке дров, подняла голову.
- Там машина военная приехала. Быстро иди в лес. Бог знает, кто это может быть.
Даша вскочила, кинула на землю перчатки и убежала.
Машина остановилась. Из нее выпрыгнули двое.
Мать Дарьи, Кристина Эрмировна, очень серьёзно относилась к таким приездам. Ее соседку убили немцы, которые приехали на похожей машине. Поэтому она отправила дочь подальше от дома, хотя и там было небезопасно.
Люди приблизились к поселению. Их взору предстала картина дикого зверства нацистов. Обугленные бревна, полуразрушенные дома, в которых можно было видеть часть уцелевшей мебели, утвари, каких-то тряпок, почерневших от погоды и сырости. И это все, что осталось от деревни Конево. Люди ходили вокруг этого страшного кладбища, заходили в дома, еще уцелевшие от нападков немцев. Подойдя к дому наших героинь, один толкнул другого, показывая на дрова. Другой закивал, они перекинулись парой слов, и подошли к двери.
Женщина следила за ними с замирающим сердцем.
Послышался стук. Кристина Эрмировна немного подождала, затем подошла к двери, и дрожащей рукой открыла.
Перед ней стояли два молодых человека. Один был нерусский. У него были чёрные блестящие волосы, и шрам на щеке. Другой был русским, низким, в потертой форме. У нерусского форма была новой.
- Добрый день. - сказала Кристина Эрмировна, готовясь ко всему, что с ней может произойти.
- Мы русские.- начал тот, что был нерусский.- Разведка. Скажите, как называется село. Мы проводим путь войскам.
- Село Конево.
- А сколько вас тут?
- Два человека.
Низкий парень о удивления поднял брови:
- Два?
-Да... Немцы две недели назад приезжали, последних перебили, сволочи.
Парни переглянулись.
- А вы помните кого-то их немцев?
- Одного помню. Он толи главный там, толи заместитель, этого не знаю. Приехал на машине, как у вас. Вышел, пошёл вон к тому дому. Там Ирка жила, царствие ей небесное . Спросил у нее что- то, видно выпить просил. А у нас тут ничего нет. Не еды, ни воды. Она видно ему отказала, он ее и убил... Потом к нам пришёл. Дочку мою увидел и начал на ломанном русском: " Какая красивая девушка! Хотите, я ее заберу, будет жить богато, вас не трону! " Я ему сказала, что вот, мол, я родилась в России, а коли надо, и умру в России. Он долго упрашивал, потом плюнул, и уехал.
Парни снова переглянулись. Вдали громыхнуло.
- У вас есть подвал?- спросил нерусский.
- Есть.- вздохнула женщина.- Давайте пройдем? Неудобно так...
- Да нас ждут... Но хотя ладно, Генка подождёт.
Они вошли в дом.
Он состоял из двух комнат. Одна- кухня. Дверь в другую была закрыта. Кухня была пустая. В углах белела паутина. Из мебели стояли стол, тумбочка и лавка. Рядом догорала печь. В окнах потрескались стекла, видно, что обстреливалась эта деревенька часто. В одном окне стекол не было вообще. Половицы скрипели, некоторых не было вообще. В щели дул холодный ветер.
Женщина подошла к столу, открыла тумбочку, стоявшую рядом со столом, вытащила от туда посуду. С обечайки печки взяла чугунок, и разлила по тарелкам борщ.
-Садитесь. Видно, не ели!
Пареньки присели к столу.
- Это ваше?- спросил низкий парень, показывая на гребни, украшенные алмазами.
- Дочки. Даша зовут. Я ее отослала в лес. Из-за немцев.
Парни поняли и кивнули.
- А село большое было?- поинтересовался нерусский.
- Наше село было на 40 домов. После начала войны здесь хотели построить лагерь для пыток, но передумали. Многие уехали. Первый раз в нас попало осенью сорок второго года. Многие покидали свои дома, других убивало, третьих увозили на фронт. Всего лишь полгода назад нас было 50 человек. И тогда к нам нагрянули немцы. Многих пытали. Это было ужасно... Мы с Дашкой в лес ушли. Нас искали, однажды заметили, начали стрелять, и Даше в руку попало. Если она придёт, то покажет: она любит этим хвастать.- женщина засмеялась, утирая слёзы.- Когда мы вернулись, то застали здесь десятерых человек. Четверо инвалидов, которых спасли от пыток. Но они умерли. Четыре женщины, и два ребёнка, без родителей. Их Клава увезла. Баба Катя подорвалась на мине... Светка рассудок потеряла. Иру убили эти звери...
Женщина всхлипнула, но тут же спохватилась, извинилась и утерла слезы.
Все замолчали.
Парни молча уплетали борщ, вспоминая про свои семьи, где на столе было такое же блюдо.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Выжившие души войны
Historical FictionВ 1944 году в деревню под названием Конёво приезжают четверо молодых военных-разведчиков. Жительница этого села рассказывает им историю села в период войны. Ее дочка знакомится с одним из разведчиков, и в будущем становится его подругой жизни.