Юзеф Пилсудский
Józef Piłsudski
(1867-1935)
Полное имя- Ю́зеф Кле́менс Гиня́тович Косьче́ша Пилсу́дский.
Являлся активным деятелем вборьбе за независимую Польшу, политиком, маршалом(1920). Один из главныхруководителей польской социалистической партии(ППС), организованной в 1892 г.
Жестокая расправа Муравьева с восставшими поляками возбудила в нем ненавистьпротив русского царского правительства. Еще юношей, будучи на гимназическойскамье, Пилсудский был арестован(1887) и после долгого заключения сослан вСибирь(1888-92) по ложному обвинению впокушении на убийство царя Александра III.
1892 г.- вступление в ПСС. Став профессиональным революционером, он основноевнимание уделял прессе, что повлекло за собой арест Пилсудского вфеврале 1900 года в Лодзи. Пилсудскому вновь грозила ссылка на 10 лет. Онсимулировал сумасшествие и пять месяцев провел в сумасшедшем доме в Петербурге,пока не совершил побег.
В 1905-1907 годах изменяется круг интересов Пилсудского. Пилсудский загорелся идеей создания полувоенных антирусских организаций вГалиции, и в 1910 году Стрелецкий союз был создан.
В июле 1917 в результате конфликта(непринимал присягу, содержащую клятву верности военному союзу с Германией иАвстро-Венгрией) с оккупационными властями был арестован. В 1918 освобожден иедет в Варшаву. После Революции 1918 - 1919 в Германии, 11 ноября 1918Регентский совет в Варшаве (создан оккупантами в сентябре 1917) передалПилсудскому военную, а 14 ноября - гражданскую власть (до 14 декабря 1922Пилсудский - "начальник государства").
К лету 1919 года Пилсудский уже имел прочные позиции. За его подписью какглавнокомандующего 16 ноября 1918 года было объявлено о возникновении польскогогосударства. В 1918 г. Юзеф Пилсудский ставит перед собой амбициозную политическуюцель - возродить Речь Посполитую в границах 1772 года, т.е. с белорусскими,украинскимии литовскими землями, входившими когда-то в состав Великого КняжестваЛитовского. Сам маршал часто повторял фразу о том, что «Польша как бублик. Посередине дырка, а самое вкусное по краям, на окраинах (крэсах)».
Он жестоко подавлял революционноедвижение в стране, отвергал все предложения Советского правительства обустановлении дипломатических отношений, санкционировал расправу с Б.А.Веселовским и др. членами миссии российского Красного Креста. Осуществляя великодержавные планы польских правящих кругов, руководил начавшимися в феврале 1919 захватами белорусских, литовских, украинских земель. В ходесоветско-польской войны был вынужден (опасаясь великодержавных замыслов белогвардейцев) пойти на советско-польские переговоры 1919.
Пилсудский, вопреки позиции Англии, правительство которой было против войны, при поддержке Франции начал наступление на Украине. Как известно, наступавшие польские войска прорвали фронт и 7 мая взяли Киев. Но тут же покатились назад. Украинский крестьянин не жаждал возвращения польских панов. Летом 1920 года Красная Армия приближалась к польским землям.
Желая получить персональное отличие - маршальский жезл (Маршальский жезл —символический знак различия фельдмаршалов и маршалов), Пилсудский, несмотря насопротивление сейма, издал приказ: "звание первого маршала Польши принимаюи утверждаю". 14 ноября 1920 года он принял маршальский жезл из руксолдата Яна Венжика.
В марте 1921 года сейм принял Конституцию, по которой глава государстваподконтролен сейму и не может быть одновременно главнокомандующим армией.
14 декабря 1922 года Пилсудский передал власть избранному 9 декабря 1922 годапервому президенту Польши Габриэлю Нарутовичу. После убийства Нарутовича 16декабря и избрания новым президентом Станислава Войцеховского Пилсудский занялпост начальника Генерального штаба. 30 мая 1923 года он ушёл с этой должности,а 28 июня он оставил свою последнюю политическую должность.
В 1923 г., в связи с укреплением правых (фашистских) элементов внутри страны,Пилсудский провалился на выборах и ушел в отставку, получив чин маршала. Сойдяс официальной политической сцены, он продолжает, однако, пользоваться широким влиянием в кругах мелкой и средней польской буржуазии.
В мае 1926 совершил военный переворот, установил в Польше"санационный" режим. *
В 1928 году его разбил инсульт с параличом правой стороны, рука так полностью ине отошла. Кроме того, начала давать о себе знать болезнь печени.
1930 год был годом его личного триумфа и одновременно все более убыстрявшегося физического упадка. Слабое сердце и болезнь печени приносили постоянные страдания. Приход Гитлера к власти обеспокоил Пилсудского.
Расцветом польско-советских отношений стали 1932-1934 годы. В 1932 году был подписан договор двух стран о ненападении, а в Варшаву прибыл советский посол В. Антонов-Овсеенко.
В мае 1935 года состояние Пилсудского заметно ухудшилось. Окружение понимало:безнадежен, рак печени, кома. Но Пилсудский вечером 10 мая, на время придя в себя, пытался объяснить: "Лаваль... я должен... Россия". Это были последние слова маршала. 12 мая его не стало.
Отношение к Пилсудскому
До сегодняшнего дня у белорусов не однозначное отношение к фигуре «начальникапольского государства» и вообще к межвоенной Польше. В 30-е годы XX в. Пилсудского простые люди очень уважали, слюбовью называли его «nasz dziadek» или «nasz marszałek». Сейчас многиесчитают, что если бы он прожил чуть дольше, то не было бы трагедииПольши в сентябре 1939 г (1 сентября 1939 года Гитлер напал на Польшу).
В Беларуси сохранился памятник Юзефу Пилсудскому. в Вилейке, на территорииодного из учреждений, стоит огромный, весом почти в тонну, камень, в 1935 г. Первоначально памятник стоял у школы в деревне Бутьки. В сентябре 1939-го камень был вывезен в поле и пролежал там до 2004 г.,когда сотрудники польского посольства в Минске пожелали разместить его у здания своего диппредставительства. Полякам в этом отказали, но памятник перевезли в Вилейку.
*Военный переворот Пилсудского в Польше 1926 г.
___________________________________________________
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Пилсудский
Historical FictionПилсудский Йозеф (Pilsudcki) (1867-1935). Активный деятель в борьбе за независимую Польшу, политик, маршал. Один из главных руководителей организованной в 1893 г. польской социалистической партии (ППС)