4 том Война и мир

2.5K 13 0
                                    

ТОМ IV

Часть 1

Спокойная, роскошная петербургская жизнь идет по-старому: «из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги».

У Анны Павловны Шерер в день Бородинского сражения был вечер, цветком которого было чтение письма патриарха князем Василием. Князь Василий славился искусством чтения: он невпопад то понижал, то повышал голос, прикрывал глаза и завывал. Чтение письма имело политическое значение: на вечере присутствовало несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Новостью дня в Петербурге была болезнь графини Безуховой. «Все очень хорошо знали, что болезнь эта происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства».
На следующий день разносятся известия о победе русских войск под Бородиным. Князь Василий с гордостью говорит о том, что всегда был уверен в том, что Кутузов - единственный человек, который способен победить Наполеона. Через несколько дней приходит известие о сдаче Москвы французам. Теперь все называют Кутузова изменником, а князь Василий говорит, что «нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика».

Элен кончает жизнь самоубийством с помощью большой дозы лекарств. Официально же в обществе говорят, что она умерла от страшного припадка грудной ангины.

Нам, современникам, представляется, что в то время как Россия до половины была завоевана, все люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его гибелью. В действительности же такого не было. Большая часть людей того времени не обращала никакого внимания на общий ход дел, а руководствовались только личными интересами настоящего. И эти люди были самыми полезными деятелями того времени. «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды.

А человек, играющий роль в историческом событии никогда не понимает его значения». «В армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке-маркитантше и тому подобное».

Война и мирМесто, где живут истории. Откройте их для себя