- Розали! Розали, идите скорее сюда, к Вам пришли!
Горничная Гертруда, довольно полная женщина средних лет, с трудом поднялась по узкой лестнице и постучала в дверь, обитую красным бархатом.
- Мадемуазель Розали! Вы меня слышите?
Гертруда прислушалась, ожидая ответа.
Вдруг дверь распахнулась, и на ее пороге появилась девушка лет семнадцати с аккуратными рыжими кудрями. Шелковое платье мягкими складками спускалось с ее точеных плеч и поддерживалось на талии пояском из прозрачной ленты. Высокий для ее лет рост, чрезвычайно бледная кожа с россыпью веснушек на щеках, тонкие руки и пальцы - все это подчеркивало статус девушки. Графиня Розали де Клермон, наследница дома Клермонов, таково было ее имя.
- Кто там, Гертруда?
- Какой-то молодой мужчина, похож на дворянина. Очень хочет с Вами поговорить.
Розали задумалась, накручивая колечко волос на палец. Вежливая горничная терпеливо дожидалась решения леди.
- А он назвал своё имя? - Девушка вышла из задумчивости. Теперь она внимательно смотрела прямо в глаза Гертруды.
- К сожалению, нет.
Розали вздохнула и сказала горничной впустить просителя.
Когда мужчина, сопровождаемый Гертрудой, вошёл в комнату, графиня сидела у окна и читала. Заметив дворянина, Розали резко захлопнула книгу и, сделав Гертруде знак удалиться, встала, не забыв подать юноше руку для поцелуя.
Увидев этот жест, шевалье подошёл к девушке и опустился на одно колено. Розали заметила его карие, спокойные глаза, смотрящие на нее. Но, не увидев в них ни капли нежности, Розали отстранилась.
- Вы пришли по какому-то делу, не так ли?
- Вы абсолютно правы, мадемуазель, - сказал шевалье, поднимаясь с колен. Девушку поразил его низкий, почти грубый голос. - Я пришел по крайне важному делу. Делу государственной важности.
Светлые глаза юной графини загорелись. Ее прельстило, что по подобному делу обратились именно к ней. Смущенно поправив рыжий локон, Розали кокетливо поинтересовалась: "И что же это за дело?"
- Для начала, я должен представится. Маркиз де Лорнель, я шеф тайной полиции Франции.
Кокетливость Розали как ветром сдуло. "Неужели меня посадят в Бастилию? Что я сделала не так?"
Видимо, испуг девушки живо отразился на ее хрупком лице, потому что шевалье поспешил заверить ее, что свободе графини ничто не угрожает.
- Напротив, Вы очень важны для его величества Людовика XV. Он ждет Вас в Лувре. Прошу следовать за мной.
Заинтригованная, девушка быстро собралась и вышла из особняка вслед за де Лорнелем. У парадного крыльца их уже ожидала чёрная карета с золоченой лилией, гербом французских королей, на дверцах.
- Прошу вас, мадемуазель, - юноша учтиво распахнул дверь кареты. - Людовик XV терпением не славится.
Дождавшись, пока Розали, расправив все юбки кремового платья, устроится в карете, де Лорнель сел на противоположное сиденье и постучал по стеклу. Кучер коротко свистнул, и карета покатилась во мрак бархатной парижской ночи.
***
- Не смотреть на короля прямо, не произносить ни слова, пока он сам к Вам не обратится, не задавать лишних вопросов, подробностями дела не интересоваться...
С тех пор, как невидимая в темноте карета пересекла границу королевской крепости, на Розали непрерывным потоком лились самые разные запреты и наставления: как вести себя с королем, как идти по коридорам замка, как общаться с придворными. Эти советы могли оказаться полезными, если бы не наставительный тон де Лорнеля, который успел порядком надоесть девушке. Поэтому она просто шла по расписным холлам и восхищалась убранством Лувра.
Наконец небольшая процессия уперлась в высокие двери, отличающиеся от всех остальных.
- Мы на месте. Это аудиенц-зал Людовика.
Сердце Розали забилось чаще. Её рука непроизвольно потянулась поправить причёску, хотя она по-прежнему была идеальна.
- Не беспокойтесь, мадемуазель де Клермон. Король сегодня в превосходном расположении духа.
- Я и не беспокоюсь, - нарочито уверенно произнесла Розали. - Как будто бы я ни разу не видела короля вживую.
Это была наглая ложь, и юноша почувствовал это. Юная графиня никогда не встречала короля лицом к лицу, ведь она была слишком молода для светских приемов, которые устраивал Людовик.
- Раз так, пойдёмте.
Лорнель постучал в дверь, и эхо раскатилось под могучими сводами королевской резиденции. Розали стало не по себе от пустоты, царившей в коридорах, и от тишины, нарушаемой лишь дыханием.
Через минуту дверь раскрылась. Вышел стражник и, скептически посмотрев на девушку, пропустил её в залу. Розали поборола нахлынувшее волнение и сделала несколько шагов по лакированному паркету.
- Иди сюда, дитя моё.
Сглотнув, графиня обернулась на голос. Увидев сидящего в кресле немолодого мужчину, она поняла, что это и есть Людовик. Вспомнив уроки шефа полиции, Розали поспешно сделала книксен.
- Не стоит, дитя моё, не стоит. Поднимите свою очаровательную головку.
Розали с такой же поспешностью выпрямилась, разгладила платье и только тогда решилась рассмотреть короля. Людовик оказался высоким немолодым мужчиной с полными чертами иссушенного временем лица. На короле помимо ночной рубашки и панталон был надет халат с золотой вышивкой - Людовик XV славился своей расточительностью и исключительным чувством стиля.
Розали нахально стала рассматривать узоры на халате короля, как вдруг расслышала осторожное покашливание де Лорнеля. Опомнившись, девушка вновь опустила взгляд.
Усмехнувшись, король решил перейти к делу.
- Ты знаешь, милая графиня, что у меня когда-то были планы на союз с Российской Империей. А именно - на брачный договор между мной и русской принцессой Елизаветой. - Розали кивнула, не поднимая глаз. - Хорошо. Но сейчас Елизавета стала императрицей и собирается начать грандиозную войну, в которой Франция может принять участие. Однако, для начала я должен решить, на чьей стороне сражаться.
Король замолчал, переводя дыхание. Затем жестом пригласил Розали к столу. Сделав несколько шагов по гулкому полу залы, девушка увидела карты, разложенные на столе.
- Это Российская Империя. - Людовик указал на большую территорию, занимавшую правую часть карты. - А это Пруссия. Именно она собирается развязать конфликт.
Увидев страну, на которую указывал палец короля, Розали позволила себе улыбнуться, настолько мала была территория государства.
- Здесь не над чем смеяться, мадемуазель. На стороне Пруссии огромная военная мощь, многотысячная армия короля Фридриха уже несколько месяцев готовиться к нападению.
Юной графине очень нравился рассказ Людовика, но она все же не могла понять, какое она имеет к этому отношение.
- Теперь поговорим о Вас, дитя. Вас зовут Розали де Клермон, не так ли? Шеф моей полиции рассказал мне о Вас все.
Девушка ошарашенно посмотрела назад, на Лорнеля. Маркиз улыбнулся и учтиво поклонился.
- Не удивляйтесь, дитя моё, не удивляйтесь. Пьер следит за Вами уже несколько недель.
Людовик сделал небольшую паузу.
- Перейдём к делу. Для Вас у меня приготовлено особое задание. Понимаете, я не доверяю своим шпионам. Они профессионалы, могут разнюхать, что да как. А для того, кто будет выполнять это поручение, необязательно знать все, что скрывают печати с королевскими гербами. Мы с шевалье де Лорнелем решили, что Вы подходите нам. Вы будете французской шпионкой при дворе Елизаветы I, императрицы Всероссийской.
Несколько секунд девушка пыталась понять, что ей сказал король.
Она поедет в Россию? Ещё и как шпионка?
Нет, это задание не для хрупкой Розали, которая боялась малейшего вида крови и редких ружейных выстрелов, звучавших на её тихой улице. Как бы ни было страшно, придётся отказать Людовику.
- Ваше величество, - робко начала девушка, - боюсь, что Вы выбрали совершенно не того человека на роль шпиона. - Голос Розали стал выше и уверенней. - Я не думаю, что справлюсь. Отправьте Пьера, например. Он-то прекрасно справится с поставленной Вами задачей. Поэтому я...
- Молчать! - Людовик резко вскочил с кресла, на которое сел, чтоб выслушать речь Розали. - А я, мадемуазель, боюсь, что Вы слишком много себе позволяете в разговоре со своим королем.
Графиня резко обернулась для того, чтобы посмотреть на капитана. Тот стоял, опустив взгляд, но Розали показалось, что его глаза незаметно метали молнии.
Лицо девушки побелело от страха. Веснушки, прежде легкой пыльцой покрывавшие её плечи, стали практически черными в свете свечей. Розали оказалась как бы между двух огней.
Людовик, однако, не спешил изменять тон речи.
- Вы, графиня, непременно поедете в Россию. И будете выполнять мои приказы, Вам это ясно?
Розали, сглотнув, быстро кивнула. Тогда король с усмешкой продолжил:
- О Пьере Вы не беспокойтесь. Он тоже поедет с Вами.
Юный капитан резко вскинул голову, пытаясь возразить. Людовик жестом остановил его.
- Уже все решено.
До слуха стоявших в зале людей донёсся звон колокола. Звонили, по-видимому, в соборе Богоматери. Розали насчитала двенадцать ударов.
"Полночь", - пронеслось в голове девушки. Король, будто откликнувшись на мысль Розали, решил закончить совет.
- Уже поздно. Таким юным особам, как Вы, вредно засиживаться допоздна. Пьер! - Он обратился к юноше. - Проводите юную графиню в её новую комнату. И возвращайтесь ко мне.
Пьер кивнул и, пригласив Розали следовать за ним, удалился. Девушка задержалась в зале, чтобы сделать реверанс.
- Спокойной ночи, дитя моё. - В спину ей раздался голос короля, заставив графиню вздрогнуть.
- Спокойной ночи, Ваше величество.
Догнав Пьера в конце коридора, Розали замедлила шаг. Ей показалось, что юный капитан чем-то недоволен: то ли приказом короля сопровождать её, то ли поведением Розали на приеме. Как бы то ни было, заговорить первой девушка не решалась.
Но молчание оказалось недолгим. Сам капитан решил нарушить его, бросив Розали:
- Вы держались молодцом, мадемуазель Розали. Я же говорил, что Людовик сегодня в добром расположении духа.
- Спасибо, маркиз. - Голос девушки почти не дрожал, с чем она себя поздравила. - Но мне кажется, что Вы чем-то подавлены. Надеюсь, причиной Вашего недовольства не является моё поведение? Кажется, я забыла о нескольких Ваших советах.
Пьер рассмеялся. Его тихий смех хоть немного оживил неуютные стены замка. Розали даже показалось, что коридоры соскучились по такому проявлению эмоций, ведь гулкое замковое эхо с готовностью подхватило голос капитана.
- Я расстроен отнюдь не из-за Вашего поведения. Вы держались, как подобает истинной дворянке, и к тому же Людовик очень любит, когда ему перечат, хоть и не всегда показывает это. Будьте уверены, Вы ему понравились.
Тем временем они отошли довольно далеко от зала, где сидел король. Повернув очередной раз направо, девушка решила все-таки узнать, про какую новую комнату говорил Людовик.
- У каждого, кто выполняет приказы короля, есть право воспользоваться Лувром как убежищем. Тем более, Людовик решил не отпускать Вас далеко от себя и меня. А мы, кстати, пришли. Вот дверь Вашей спальни.
Розали увидела небольшую дверь, на которую указывал маркиз. Она не была настолько богато украшена, как дверь в тронный зал, но была явно дорогой: искусно выполненная резьба по дубу, золотая краска и бархат отмечали статус владелицы комнаты. Толкнув дверь, Розали вошла внутрь. Её взору представилась большая кровать под алым балдахином, туалетный столик из красного дерева, ширма, закрывающая от посторонних глаз массивный платяной шкаф с золочеными ручками.
Девушка не верила, что это именно её комната. Она явно принадлежала раньше кому-то из фрейлин королевы. Слишком все дорого для Розали, происходившей не из очень богатой дворянской семьи, хоть и носила знаменитую фамилию Клермон.
- Располагайтесь удобно, мадемуазель. Это Ваша комната на протяжении как минимум недели. Ваши вещи Вам принесут через некоторое время. Дальнейшие инструкции Вы сможете получить утром от меня. Спокойной ночи, мадемуазель Розали.
- Спокойной ночи, маркиз.
Когда дверь за Пьером закрылась, Розали вспомнила, что не спросила у него про Гертруду, свою горничную. Девушка не хотела бы на неделю остаться без подруги.
"Надеюсь, он вспомнит о ней"
Ждать, пока принесут её вещи, Розали не стала и сразу легла на кровать. Перина мягко окутала уставшее тело девушки, а балдахин создавал приятную уединенность. Расслабившись, Розали быстро уснула.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Французская лилия
Historical Fiction1756 год. Франция. Эпоха Людовика XVI. Эпоха страстей. Чьи судьбы поставит под удар очередной королевский указ? Политика - игрушка не для женщин, и уж тем более не для юных особ прекрасного пола. Но можно ли отказать королю, когда ты - единственна...