"Баязед, любимый брат луноликой султанши"

2.2K 40 0
                                    

"Здравствуй,Баязед!Здоров ли ты?Как идут дела в санджаке?Как шехзаде Орхан?Всё так же ли горит румянец на щеках жены твоей,Фатьмы Султан?Так же ли сияют глаза твоей любимой наложницы,Дефне хатун?Так же ли прославляют твоё имя люди в Конье?..".Так обыкновенно начинались письма Михримах Султан к своему любимому брату-шехзаде Баязеду.
Шехзаде Баязед Хазретлири родился в апреле 1525 года,спустя десять месяцев после появления на свет шехзаде Селима. С первого крика было понятно,что родился воин.
И действительно:в характере,манере поведения,жестах и привычках были видны его воинские качества. По свидетельствам современников,он был гораздо более воин,чем государственный деятель или даже полководец. Баязед нередко шел против воли вышестоящих чинов-в первую очередь,против своего отца,султана Сулеймана-,мог самолично приказать отступить или пойти в атаку;считался лишь с мнением сестры и братьев Мустафы и Джихангира,всегда говорил прямо и открыто-потому у него было своей политики как таковой:умение скрывать,умалчивать,договариваться мирным путем на выгодных для себя условиях он считал уделом женщин и своего брата Селима;по его словам,настоящий Шехзаде не мог опускаться до такой низости.
Однако,шехзаде Баязед не был отрицательным героем в истории. Напротив:люди считали его последователем шехзаде Мустафы,о коем мы еще напишем;честным,верным слугой Повелителя,шехзаде,решающим все неурядицы путем открытого сражения. Он был фаворитом янычар-конечно,личная гвардия султана почитала его менее шехзаде Мустафы,но всё же,-гордился народной поддержкой и любовью,любил охоту,верховую езду и военные упражнения.
Несмотря ни на что,Шехзаде был незаурядной личностью:на сколько он любил войну,на столько он любил искусство.
Он писал стихи на османском и персидском языках под псевдонимом Шахи;читал книги на различных языках,предпочтение отдавал персидскому и итальянскому. Известно,что одна из любимейших его книг была "Божественная комедия" Данте Алигьери-подарок брата Мустафы,которую он читал в подлиннике. Также,он изготовливал прекрасные изразцы-некоторые из них и сейчас хранятся в музеях Турции.
Что касается любви,Баязед был очень влюбчив. Он уделял внимание многим девушкам из гарема-это был его долг-,но любил одну единственную. Этой единственной была Дефне хатун. Она попала в гарем совсем юной. В прелестные глаза гречанки Баязед влюбился сразу и не расставался с ними до последнего вздоха Дефне. Несмотря на то,что она забеременела лишь на девятый год связи с шехзаде,он терпеливо ждал появления ребенка и старался отвлечь любимую от тягостных мыслей о бесплодии.(Забегая вперед,отметим,что Дефне хатун родила двух шехзаде:Махмуда и Мурада,последнего через семь лет.) Дефне не могла быть его женой,но в гареме ее звали исключительно Дефне Султан.
Официальной же его женой являлась Фатьма Султан. Настоящее имя султанши неизвестно. Родилась она в Мари,в 1530 году. (Для наших неосведомленных читателей поясним,что город находится на территории Сирии;он существует и по сей день в области(мухафазе)Халеба.)
А вот то,что пишет о характере Баязеда сама Луноликая:
"Он прям и горд,всегда честен;не идет на компромисс,безжалостный к врагам и милосердный к подданным,он никогда не просит пощады;его главные приоритеты-это воинские приоритеты. Баязед прекрасно образован и будто родился с саблей в руках. Самые страшные пороки в его глазах-это предательство,ложь,коварство и трусость; политику и интриги он называет уделом женщин.
Непослушание-главный враг Шехзаде. У него нет стратегии,есть только тактика;он следует исключительно своему уму,опыту и интуиции.
Он любит женщин,но в его сердце единственная-Дефне хатун,которая еще даже не забеременела,но он боготворит ее и даже приказал обращаться к ней Дефне Султан.
Мы с мамой будем помогать ему советами,когда он взойдет на престол,и да внемлит этим советам,Инш Аллах.".

"Жизнь в золотой клетке"Место, где живут истории. Откройте их для себя