(Около 1111-1174)
Андрей Юрьевич Боголюбский - святой благоверный князь Владимиро-Суздальский, сын великого князя Киевского Юрия Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы.
С 1149 года княжил в Вышгороде, который покинул в 1155 году вопреки воле отца и перебрался во Владимир. После смерти Юрия Долгорукого, в 1157 году, стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским.
С 1159 года Андрей Боголюбский пытался подчинить Новгород, что ему удалось в 1170 году. Воевал против волжских булгар в 1164 году. В 1169 году захватил Киев, посадив княжить в нем своего брата Глеба.
Став полновластным правителем, Андрей утвердил столицей Владимир на Клязьме. Князь укрепил город и украсил его, выстроив белокаменные здания, великолепные церкви, в числе их Успенский собор, и монастыри. Близ Владимира, в устье реки Нерль, Андрей воздвиг замок Боголюбово (по которому и получил прозвище), ставший его любимой резиденцией. Неподалеку от Боголюбова выросла церковь Покрова на Нерли.
При Андрее Боголюбском Владимиро-Суздальское княжество стало одним из самых могущественных на Руси. Выдвинулись младшие, преданные князю дружинники, которым он раздавал в условное владение земли, росло торгово-ремесленное население. Достигли расцвета искусство, архитектура. Андрей даже пытался устроить независимую от Киева митрополию, чему, однако, воспротивился константинопольский патриарх.
Усиление власти князя стало причиной заговора: в ночь с 28 на 29 июня 1174 года Андрей был предательски убит боярами Кучковичами. Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире.
При Андрее Боголюбском была расширена крепость во Владимире и построены Ворота Золотые и Серебряные (в подражание Киеву).
Суздальский епископ Леон был изгнан Андреем Боголюбским за то, что тот не разрешал есть мясо в церковные праздники, если они приходились на среду или пятницу.
Русская православная церковь конанизировала Андрея Боголюбского.