(1629-1676)
Алексей Михайлович - русский царь, сын царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой.
Вступил на престол 14 июля 1645 года после смерти своего отца, однако самостоятельно править стал с начала 1650-х годов.
Большое влияние на царя оказывало его окружение: вначале это был воспитатель Алексея Михайловича боярин Б.И. Морозов, Милославские, затем патриарх Никон, а в последние годы - боярин А.С. Матвеев.
В царствование Алексея Михайловича осуществилось реформирование административного аппарата. Были учреждены приказы. в том числе Монастырский (1648), Счетный (1657), Хлебный (1663). В 1654-1676 годах для контроля государственным управлением основан Приказ тайных дел; царь сам читал документы и собственноручно подписывал их.
После издания Соборного уложения в 1649 году были установлены права и обязанности каждого сословия и получило оформление крепостное право. Царь много способствовал развитию внутренней и внешней торговли: были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы. Алексей Михайлович оказывал поддержку русскому купечеству, поощрял отечественную промышленность.
Одним из крупнейших политических событий правления Алексея Михайловича было объединение в 1654 году России и Украины. В 1661 году, по Кардисскому миру, Россия вынуждена была отдать Швеции ранее завоеванные в Ливонии города. По Андрусовскому перемирию 1667 года Россия вернула себе Смоленск и Северскую землю, а также левый берег Днепра и Киев.
Царь Алексей Михайлович умер в Москве и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
С конца 1640-х гг. шло активное освоение Сибири. В 1654 г. был основан город Нерчинск, в 1661 - Иркутск, в 1666 - Селенгинск.
В 1646 г. была выполнена перепись тяглового сословия.
При Алексее Михайловиче появились первые учебники.
В 1667 г. началась постройка корабля на Оке, который сгорел вскоре в Астрахани.
При Алексее Михайловиче проводилась церковная реформа под руководством патриарха Никона. Ее целью было уничтожение различий в церковных обрядах, иконописи, церковной архитектуре. В результате появилось движение раскольников-старообрядцев, которые не признавали нововведений и подвергались гонениям со стороны официальной церкви.
В царствование Алексея Тишайшего появился театр под руководством Иоганна Готфрида Грегори, который ставил пьесы на библейские сюжеты.