(1672-1725)
Петр I Алексеевич Великий - русский царь, первый российским император, сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, родился в Москве.
Вместе с братом Иваном V Петр был объявлен царем в 1682 году, но управляла страной их сестра, царевна Софья. В 1689 году, отстранив Софью от власти, Петр стал единодержавным правителем.
Главной своей задачей Петр сделал повышение международного авторитета России, укрепление ее военной мощи. Он создал регулярную армию, для чего ввел рекрутскую повинность (1705) и обязательную военную службу для дворян, и военно-морской флот. В результате военных походов 1695-1696 годов Россия получила доступ к Азовскому морю; итогом Северной войны (1700-1721) стало господство России на Балтике и присоединение Прибалтики; в 1722-1723 годах Петр овладел западным берегом Каспийского моря.
В 1703 году Петр I был основан Санкт-Петербург, с 1712 года ставший столицей России.
В 1708-1709 годах учреждены губернии, в 1711 - Сенат, в 1718 - коллегии. С целью установления порядка чинопроизводства в военной и гражданской службе в 1722 году была принята Табель о рангах; разработаны Воинский (1716), Морской (1720) уставы и Морской регламент (1722).
Петр I умер 28 января 1725 года и был похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
"Потешные войска", сформированные Петром I в детстве на Яузе, в будущем получили название Преображенского полка, который сыграл значительную роль в событиях русской истории.
В 1627 г. в Европу было отправлено Великое посольство, состоящее из 250 человек, среди прочих, под имением урядника Преображенского полка Петра Михайлова, находился и царь Петр I. Это был первый выезд русского царя за пределы своего государства.
Во время посольства Петр I изучал кораблестроение и работал плотником на верфях Ост-Индской компании, при его участии был построен корабль "Петр и Павел".