(1715-1730)
Петр II Алексеевич - российский император, внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софьи Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, родился в Санкт-Петербурге.
Петр II взошел на престол в одиннадцать лет, 7 мая 1727 года, после смерти императрицы Екатерины I. Первые месяцы своего царствования он находился под влиянием А.Д. Меншикова, однако к началу сентября 1727 года сильная придворная партия, включавшая цесаревну Елизавету Петровну, князей Долгоруких и А.и. Остермана, сумела добиться опалы и ссылки светлейшего князя.
Провозгласив себя самостоятельным правителем, юный император выразил отрицательное отношение к преобразованиям и реформам своего деда. Всеми государственными делами ведал Верховный тайный совет. За недолгий период правления Петра II были упразднены Кабинет Его Императорского Величества и Преображенский приказ, Главный магистрат, ликвидирована Малороссийская коллегия и восстановлено гетманство, пришли в упадок армия и флот.
Громадное влияние на Петра II приобрели князья Долгорукие. 30 ноября (11 декабря) 1729 года в Лефортовском дворце Петр II обручился с княжной Е.А. Долгорукой, но он умер от оспы во время подготовки к свадебным торжествам; с его смертью прервалась мужская линия Романовых.
Историк С.М. Соловьев в сочинении "История России с древнейших времен" приводил доклады иностранных послов при дворе Петра II: "Все в России в страшном расстройстве, царь не занимается делами и не думает заниматься; денег никому не платят, и Бог знает, до чего дойдут финансы; каждый верует, сколько может. Все члены Верховного совета нездоровы и не собираются; другие учреждения также остановили свои дела; жалоб бездна; каждый делает то, что ему придет на ум".
Петр II был большим поклонником охоты и со своим фаворитом Иваном Долгоруким месяцами пропадал в Подмосковье, где в то время водилось много дичи.
При Петре II был отменен указ Петра I, запрещающий строительство каменных строений в России.
Петр II уважал и слушался только свою старшую сестру Наталью, которая в 1728 г. умерла от чахотки. Перед смертью, не приходя в сознание , Петр II крикнул: " Запрягайте сани! Хочу ехать к сестре!"