(1709-1761)
Елизавета Петровна - российская императрица, дочь Петра I и Екатерины I, родилась в селе Коломенском под Москвой.
Елизавета Петровна пришла к власти в результате дворцового переворота. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета, опираясь на графа М.И. Воронцова, лейб-медика И. Лестока и своего учителя музыки Шварца и возглавив гвардейцев Преображенского полка, низвергла императора-младенца Ивана VI и его мать, Анну Леопольдовну, и провозгласила себя императрицей.
Вступив на престол, Елизавета объявила возврат к принципам правления своего отца. Был ликвидирован Кабинет министров и восстановлены Сенат, Главный магистрат, Берг- и Мануфактур-коллегии. При Елизавете была перевооружена армия. Россия в 1756-1763 годах участвовала в Семилетней войне, в результате чего сложились благоприятные условия для последующего роста политического влияния и военной мощи страны. В 1740-х годах началось присоединение Казахстана к России.
Экономика России при Елизавете пережила значительный подъем. 1 апреля 1754 года были отменены внутренние таможни, что привело к бурному развитию предпринимательства и внешней торговли. Были основаны первые банки: Дворянский, Купеческий и Медный.
В 1756 году Елизавета отменила смертную казнь и прекратила практику пыток; строились инвалидные дома и богадельни. Укрепилось значение православного духовенства.
При Елизавете Петровне активно развивались наука, культура, искусство. В 1755 году был открыт Московский университет и первая гимназия. В 1757 году возник русский национальный театр. В 1760 году основана Академия художеств.
Скончалась Елизавета в 1761 году и была похоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
В правление Елизаветы Петровны было проведено две ревизии в 1743 и в 1761 г.
Г.Р. Державин называл время правления Елизаветы "веком песен".
При Елизавете Петровне в России появились гитара, мандалина, арфа и другие инструменты.
Основной капитал Купеческого банка был 500 000 рублей и составлялся из отчислений монетных дворов.
Взойдя на престол, Елизавета отменила смертную казнь.
В правление Елизаветы Петровны началось присоединение Казахстана.
Во время царствования Елизаветы Петровны проводились балы-маскарады с переодеванием: женщины надевали мужское платье, а мужчины-женское.
При Елизавете Петровне в Санкт-Петербурге в 1756 г. был основан общедоступный театр и русские театралы познакомились с творчеством Шекспира и Мольера.