Палеолит и Мезолит

75 1 0
                                    

Первые стоянки первобытного человека на территории Дагестана относятся еще к эпо­хе палеолита, что объясняется в первую очередь благоприятными естественногео- графическими условиями данной области в четвертичном периоде.

К началу четвертичного периода Дагестан представлял собой обширную, слегка наклоненную в сторону моря равни­ну, ограниченную с севера небольшими грядами, а с юга — более значительными поднятиями. Горообразовательные про­цессы конца третичного — начала четвертичного периода об­разовали серии ярусно расположенных поверхностей вырав­нивания. Существующий поныне сильно расчлененный рельеф Дагестана сформировался под влиянием различных геологи­ческих факторов уже в четвертичном периоде.

Вместе с рельефом формировалась и речная сеть, кото­рая в начале четвертичного периода напоминала современ­ную и состояла из сложной системы продольных и попереч­ных долин.

В четвертичном периоде значительная часть территории Европы и Азии подверглась оледенениям. Особенно интен­сивно ледники развивались в северных областях и ‘В высоко­горных районах, включая и Кавказ. История оледенений Кав­каза изучена недостаточно. Считается, что в четвертичном периоде на Кавказе было не менее двух оледенений.

Размеры древних оледенений различных частей Кавказа не были одинаковыми. В центральной и особенно западной его частях, где образованию ледников благоприятствовали влажные средиземноморские ветры, занятая ими площадь оказалась довольно обширной. Иная картина наблюдалась на Северо-Восточном Кавказе, климатические условия которого формировались под влиянием сухих и теплых воздушных те­чений, проникавших из Средней Азии. Сплошного ледниково­го покрова здесь не было. В Дагестане отдельные центры оледенений сосредоточивались в районе высокогорий глав­ного и бокового хребтов.

В этот же период происходили значительные колебания уровня Черного и Каспийского морей. Специалисты насчиты­вают три четвертичные трансгрессии Каспийского моря, сле­ды которых в виде древних морских террас четко прослежи­ваются в приморском Дагестане. Судя по их взаиморасполо­жению, во время древних трансгрессий воды Каспия покры­вали почти полностью всю приморскую равнину, не захва­тывая, однако, предгор-ных районов.

Растительность Дагестана развивалась в условиях сухо­го континентального климата. Влияние оледенений на расти­тельный покров выразилось в вымирании или перемещении теплолюбивых видов, тогда как основное ядро флоры, быв­шее уже в конце третичного периода холоднолюбивым, не претерпело сколько-нибудь значительных изменений.

Вы достигли последнюю опубликованную часть.

⏰ Недавно обновлено: Sep 29, 2017 ⏰

Добавте эту историю в библиотеку и получите уведомление, когда следующия часть будет доступна!

История ДагестанаМесто, где живут истории. Откройте их для себя