Примечания

9.3K 40 1
                                    

Оказия - происшествие, случай.

Кузнецкий мост - улица в центре Москвы, на которой были сосредоточены модные француские магазины.

Берём же побродяг, и в дом и по билетам... - Кроме домашних учителей, в богатых дворянских семьях бывали ещё учителя приходящие, главным образом французы. После каждого урока им выдавались «билеты», по которым они впоследствии получали вознаграждение.

Пикет - карточная игра.

Английский клоб (клуб) - привилегированный дворянский клуб.

Дом зеленью раскрашен в виде рощи... - Во времена Грибоедова было модно расписывать стены комнат цветами, деревьями.

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, в учёный комитет который поселился... - Учёный комитет был учреждён в 1817 году. Он осуществлял надзор над изданием учебной литературы, проводил в делах просвещения реакционную политику.

И дым Отечества нам сладок и приятен! - неточная цитата из стихотворения Г.Р. Державина «Арфа»(1789):

Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен...

Минерва - в греческой мифологии богиня мудрости.

Покойник был почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить... - Камергеры (придворное звание) носили на парадных мундирах золотой ключ.

...тупеем не кивнут - Тупей - старинная причёска: собранный на затылке пучок волос.

Вельможа в случае... - то есть в милости, фаворит.

Куртаг - приёмный день во дворце.

Вист - карточная игра.

Карбонари (карбонарии) - члены тайного революционного общества в Италии (XIX век).

За третье августа - 3 августа - день свидания Александра I с австрийским императором в Праге, ознаменованный торжествами и награждениями. В этот день никаких боевых действий не было; таким образом, «подвиг» Скалазуба состоял только в том, что они «засели в траншею».

Ему дан с бантом, мне на шею. - Одни и те же ордена различались в степени способами ношения. Низшие ордена (III и IV степени) носились в петлице, и лента могла завязываться бантом; высшие (I и II степени) - на шее.

Времён Очаковских и покоренья Крыма... - Взятие турецкой крепости Очаков и присоединение Крыма к России произошли в 1783 году.

...Нестор негодяев знатных... - Нестор - имя полководца, упомянутого в «Илиаде» Гомера; в нарицательном смысле - советчик, руководитель.

Для компаньи? - Эти слова, входившие ранее в реплику Чацкого, Грибоедов, по совету П.А. Вяземского, передал Лизе.

Ирритация - волнение, замешательство.

Хрипун, удавленник, фагот... - Хрипунами во времена Грибоедова называли армейских офицеров, из щегольства говоривших хриплым басом, отсюда сравнение с фаготом.

Ты обер или штаб? - Обер-офицеры - младшая группа офицеров - до капитана, штаб-офицеры - от майора до полковника.

Тюрлюрлю - накидка.

Эшарп - шарф.

Кузен, двоюродный брат (франц.).

Барежевый - из лёгкой шерстяной ткани.

Бабушка (франц.).

А! Добрый вечер! Наконец-то и вы! Вы не торопитесь, и мы всегда вас с удовольствием поджидаем. (франц.).

Он вам расскажет всю историю подробно (франц.).

Да от ланкартачных взаимных обучений... - Ланкартачный - искажённое слово «ланкастерский». Система английского педагога Ланкастера (1771-1838) состояла в том, что более сильные ученики обучали слабейших, помогая учителю. В России этой системой увлекались поборники народного просвещения, передовые офицеры при обучении солдат в армии, в частности, декабристы. В правительственных кругах к ланкастерским школам относились подозрительно, как к рассаднику вольномыслия. Такою же репутацией пользовались пансионы (Благородный пансион при Московском Университете), лицей (Царскосельский лицей) и Педагогический институт (Петербургский педагогический институт).

Мой милый (франц.).

...в опеку взят указом! - то есть над имением Репетилова, по царскому указу, была учреждена опека (надзор).

...о камерах, присяжных... - Камеры - палаты народных депутатов в конституционных государствах. О палатах депутатов, как и о введении в России суда присяжных, много говорили тогда в русском обществе, особенно в среде декабристов.

«А! нон лашьяр ми, но, но, но» («Ах! не оставь меня, нет, нет, нет») - популярная песенка из оперы итальянского композитора Галуппи (1706-1785) «Покинутая Дидона».

Реверси - карточная игра.

Химеры - здесь: нелепые выдумки.

В работу вас, на поселенье вас... - Дворовых крепостных часто отправляли в наказание на тяжёлые работы в поместья. Помещики также имели право ссылать своих крепостных без суда на поселение в Сибирь.

🎉 Вы закончили чтение Горе от ума - Грибоедов А.С. 🎉
Горе от ума - Грибоедов А.С.Место, где живут истории. Откройте их для себя