Действие пятое. Явление I, II, III

1K 33 0
                                    

Та же ком­на­та

I. Го­род­ни­чий, Ан­на Ан­дре­ев­на и Марья Ан­то­нов­на.

Го­род­ни­чий. Что, Ан­на Ан­дре­ев­на? а? Ду­мала ли ты что-ни­будь об этом? Этой бо­гатый приз, ка­наль­ство! Ну, приз­най­ся от­кро­вен­но: те­бе и во сне не ви­делось — прос­то из ка­кой-ни­будь го­род­ни­чихи и вдруг... фу ты, ка­наль­ство!.. с ка­ким дь­яво­лом по­род­ни­лась!

Ан­на Ан­дре­ев­на. Сов­сем нет; я дав­но это зна­ла. Это те­бе в ди­ковин­ку, по­тому что ты прос­той че­ловек, ни­ког­да не ви­дел по­рядоч­ных лю­дей.

Го­род­ни­чий. Я сам, ма­туш­ка, по­рядоч­ный че­ловек. Од­на­ко ж, пра­во, как по­дума­ешь, Ан­на Ан­дре­ев­на, ка­кие мы с то­бой те­перь пти­цы сде­лались! а, Ан­на Ан­дре­ев­на? Вы­соко­го по­лета, черт по­бери! Пос­той же, те­перь я за­дам пер­цу все этим охот­ни­кам по­давать прось­бы и до­носы. Эй, кто там?

Вхо­дит квар­таль­ный.

А, это ты, Иван Кар­по­вич! При­зови-ка сю­да, брат, куп­цов! Вот я их, ка­налий! Так жа­ловать­ся на ме­ня? Вишь ты, прок­ля­тый и­удей­ский на­род! Пос­той­те ж, го­луб­чи­ки! Преж­де я вас кор­мил до усов толь­ко, а те­перь на­кор­млю до бо­роды. За­пиши всех, кто толь­ко хо­дил бить че­лом на ме­ня, и вот этих боль­ше все­го пи­сак, пи­сак, ко­торые зак­ру­чива­ли им прось­бы. Да объ­яви всем, чтоб зна­ли: что вот, дис­кать, ка­кую честь бог пос­лал го­род­ни­чему, — что вы­да­ет дочь свою не то что­бы за ка­кого-ни­будь прос­то­го че­лове­ка, а за та­кого, что и на све­те еще не бы­ло, что мо­жет все сде­лать, все, все, все! Всем объ­яви, что­бы все зна­ли. Кри­чи во весь на­род, ва­ляй в ко­локо­ла, черт возь­ми! Уж ког­да тор­жес­тво, так тор­жес­тво!

Квар­таль­ный ухо­дит.

Так вот как, Ан­на Ан­дре­ев­на, а? Как же мы те­перь, где бу­дем жить? здесь или в Пи­тере?

Ан­на Ан­дре­ев­на. На­тураль­но, в Пе­тер­бурге. Как мож­но здесь ос­та­вать­ся!

Го­род­ни­чий. Ну, в Пи­тере так в Пи­тере; а оно хо­рошо бы и здесь. Что, ведь, я ду­маю, уже го­род­ни­чес­тво тог­да к чер­ту, а, Ан­на Ан­дре­ев­на?

Ан­на Ан­дре­ев­на. На­тураль­но, что за го­род­ни­чес­тво!

Го­род­ни­чий. Ведь оно, как ты ду­ма­ешь, Ан­на Ан­дре­ев­на, те­перь мож­но боль­шой чин за­шибить, по­тому что он за­паниб­ра­та со все­ми ми­нис­тра­ми и во дво­рец ез­дит, так по­это­му мо­жет та­кое про­из­водс­тво сде­лать, что со вре­менем и в ге­нера­лы вле­зешь. Как ты ду­ма­ешь, Ан­на Ан­дре­ев­на: мож­но влезть в ге­нера­лы?

Ревизор. Н. В. ГогольМесто, где живут истории. Откройте их для себя