Джакомо Кваренги родился в 1744 году в Италии в аристократической семье. Уже с детских лет у него проявился художественный талант, он учился живописи у лучших художников Бергамо, а потом уехал в Рим, где изучал архитектуру. У него сложилась хорошая карьера архитектора в Италии, он работал в Риме, Бергамо, быстро вошел в круги римской знати.
В 1780 году его пригласили работать в Россию на должность «архитектора двора ее величества», что подразумевало выполнение заказов Екатерины II. Невозможно представить Петербург без творений Кваренги, до наших дней сохранилось около 30 построек - Екатерининский институт, Смольный институт, здание Конногвардейского манежа, Александровский дворец в Царском Селе, Английский дворец в Петергофе, Мариинская больница для бедных, Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Юсуповский дворец.
Один из шедевров его творчества - здание Академии наук. Этот храм науки поражает совершенными пропорциями, ясностью образа, сильной пластикой главного фасада. В 1787 г. он создал роскошное здание Эрмитажного театра, после постройки зодчий попросил разрешения поселиться в одном из помещений здания, где и жил до смерти.
Очень скоро его известность, как выдающегося архитектора екатерининского двора, вышла за пределы России. Кваренги работал самозабвенно, всего себя отдавая работе и справляясь с огромным числом заказов, выбирая в помощники русских архитекторов, приглашая итальянских. Как писал зодчий в своих мемуарах, в его творчество нередко вмешивалась Екатерина II, и все высочайшие предначертания ему удавалось заключить в архитектурные рамки. Он сохранил авторитет и у преемников - Павла I и Александра I.
В 1812 году, когда велась подготовка к российскому походу Наполеона, итальянский король приказал всем своим подданным вернуться на родину, Кваренги решительно отказался, за что был приговорен к смертной казни. Теперь у него оставалась одна родина - Россия. С необыкновенным подъемом и воодушевлением он построил Триумфальные Нарвские ворота в честь победоносного возвращения русской армии из Франции.