Знакомство с оборотной стороной Англии мы начнем с глубокого погружения. Добро пожаловать в трущобы лондонского Ист‑Энда, восточной части города, населенной беднотой. Время действия – вторая половина XIX века. На местных жителях лохмотья, по которым трудно судить о моде, а от холода и голода бедняки дрожали точно так же и десять, и двадцать лет назад. На дворе зима, так что осторожнее ступайте по слякоти, темно‑серой от золы.
Мы сворачиваем в крошечный дворик и наугад заходим в двухэтажный дом. Медленно поднимаемся по темной, зловонной лестнице. Перила расшатаны, прогнившие ступени опасно поскрипывают под ногами – один неверный шаг и можно провалиться. Приоткрываем дверь в квартиру на втором этаже (дверь не заперта, потому что воровать тут все равно нечего). На вас щерит пасть остывший камин, который не разжигали уже несколько дней. По влажным стенам растет плесень, штукатурка на потолке почернела и вздулась. В центре комнаты стоит шаткий стол, по стенам жмутся целых две кровати. Что ж, неплохо для семьи из восьми человек. Бывает, знаете ли, и хуже. Возле окна, которое заколочены досками для того, что бы в комнатушку не проникал холодный воздух, стояла женщина и баюкает младенца, завернутого в ее шаль – на пеленки денег нет. Женщина боязливо оборачивается, и вы замечаете синяк в пол‑лица. Но стоит вам раскрыть рот, чтобы ей посочувствовать, она машет на вас рукой и кивает на кровать. Прикрывшись рваным одеялом, на кровати храпит ее муж.
Мы пятимся и выходим из комнатушки, где и без нас тесно. Быть может, попытать счастья по соседству? Сыпной тиф, от которого скончался маленький сынишка. Его тело уже второй день лежит на сдвинутых ящиках из‑под апельсинов. Похоронить его не на что, сначала нужно дождаться выручку за рубашки. Поэтому вся семья работает. За столом у окошка сгорбилась вдова и лихорадочно шьет рубашки. В прошлом году она похоронила мужа и теперь вынуждена в одиночку содержать семью. Чтобы хоть как‑то прокормиться, ей нужно сшить две дюжины рубашек в день. Младшая дочь, тощая девочка лет десяти, торгует кресс‑салатом, разнося его по домам. Старшая девочка, уже подросток, сортирует на фабрике грязные тряпки, которые затем идут на производство бумаги. Тряпки воняют, по ним ползают вши и прыгают блохи.
Поздравляю вас – пока вы крутили головой по сторонам, пытаясь разобраться в хитросплетении улиц, у вас украли кошелек. Когда? Да вот только что мимо пробегала стайка оборвышей. А если поймаете воришку и попытаетесь встряхнуть его за воротник (осторожно, прогнившая ткань расползается прямо в руках), за мальчишку вступятся местные – он свой, а вы чужак.
Трущобы не были прерогативой столицы, в других крупных городах дела обстояли ничуть не лучше. В Ливерпуле и Манчестере доходные дома строили спина к спине, без заднего двора. При желании, можно было с легкостью заглянуть соседям в окна, но вряд ли у рабочих оставалось время на такие легкомысленные забавы. На входе во внутренний дворик гостей встречали груды золы и навоза, чтобы сразу можно было понять, куда ты попал. Жильцам приходилось подниматься по узким темным лестницам, но это еще в лучшем случае. В худшем – они спускались в подвал.
Но нам важны не все эти бродяги, а именно одна семья, которая состоит только из старшой дочери и младшей. Две сестры ни когда не видели своих родителей, но по крайне мере, младшая, Анна. Насчёт Марии, старший сестры, она всегда рассказывает по их маму, а вот про отца . . . Лучше не надо о нем спрашивать. Вы спросите, как они зарабатывают на жизнь ? Нет, они не шьют одежду и не продают свое тело . . . Они выращивают мандарины и продают их. Один мандарин - один пенни. Конечно, не много, но хоть что-то.
- Анна, я дома. Прости, я только продала три мандарина и на маленькую шокаладку не хватило, но не чего на твой . . .
Девочка лет 10 остановилась возле двери и широко раскрыла карие глазки. Она быстро подбежала к своей сестре 7 лет, которая плакала в подушку ( хотя таковой вообще не назвать, просто ткань в ткани ). Девочка проявила рукой по голове сестры, а потом по спине. Эта успокаивает Анну, почему-то она после этого всегда говорит :
- Мама . . .
Мария закрыла глаза и нежно улыбнулась. Комнотушка наполнилась чудесным пением, от которого на душе становилось спокойнее, а личние проблемы забывались. Словно по волшебству. Песня закончилась.
- Ну, а теперь ты мне скажешь, что случилось ? . .
* * *
- Как вам не стыдно забирать деньги у маленькой 7 летней девочки ? - спросила Мария, восседая на одном из мальчишки 14 лет.
- П-прости . . . Но мне были нужны деньги, они не виноваты ! - крикнул тот мальчик, на котором и сидит Мария
- Ай-яй, знаешь, всем в этой окрестности нужны деньги и они зарабатывают кто как, а ты, что особенный ?
Мальчик прикрыл глаза и закусил губу. Он это понял, когда на него накричала мать и сейчас это делает девочка, которая младше его. Стыд-то какой.
- Но если хочешь заработать деньги, то помоги нам . . . Я Мария, а ты ?
- Эдгар
Люди жестоки - это знает каждый бродяга в трущобах, но если дать шанс, то они будут тебе преданы . . .
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Служанка
FanfictionВ поместье Фантомхайв пришла новая служанка по имени Мария. За обложку отдельное спасибо Happy_blue_cat