Кто как, а Айзек ненавидел лифты. Пусть говорят, что это удобно, быстро и к тому же, безопасно, но для него это все пустые слова. Он ненавидел лифты, ненавидел людей, которые могут, как ни в чем ни бывало, разглядывать в кабинах свое отражение, ненавидел того, кто изобрел эти штуковины. Что за дьявольская идея — подвесить над бездной тесный ящик, запихнуть туда живого человека и предоставить ящику решать, сколько держать человека взаперти и когда выпускать его на свободу?!
Прошло всего двадцать секунд, а он уже во второй раз посмотрел на часы. В кабине с ним было еще трое и их, кажется, эта ситуация ни капли не смущала. Казалось, они даже не понимали, что лифт куда-то движется, хотя ускорение все же сдавливало кишки и извилины. Согласно законам физики, оно должно было бы спрессовывать и время — хоть чуть-чуть. Но вместо этого, каждый миг, проведенный в кабине лифта, разбухал и тянулся целую вечность...
Наконец, створы лифта разошлись, и парень поспешил вырваться из душного плена стальной коробки.
Учебный центр Полярного Бюро находился на сорок втором этаже, и стоит признать, вид отсюда открывался превосходный. Но, Айзек поймал себя на мысли, что при других обстоятельствах, он бы точно не согласился подниматься на лифте так долго, даже ради подобной красоты.
Пейзажи — это конечно хорошо, но не следовало забывать, зачем он здесь. Сегодня стартует подготовительная программа и продлится она два месяца. На протяжении этого времени, всех новобранцев будут обучать тонкостям работы в условиях Холода. И ему стоило бы поторопится, ведь занятия вот-вот начнутся.
Пройдя чуть дальше по коридору, парень был у нужной двери. За ней оказалась весьма просторная аудитория, с множеством сидячих мест, расположенных в форме полукруга. Большинство из них было занято, такими же новичками, как и он сам. Убедившись, что занятие еще не началось, он неспешно зашагал к ближайшему свободному месту и присел, дожидаясь начала лекции.
Поерзав в кресле, парень осмотрел лекционный зал. Большое, светлое помещение, пожалуй, могла бы вместить в себя человек пятьдесят, а то и больше.
«Да уж, — подумал Айзек. — Аудитории, в нашем училище, были куда скромнее. Чего стоит одна мебель».
Вместо твердых, как камень, композитных стульев и таких же парт, здесь были удобные, мягки кресла белого цвета. Да и весь здешний интерьер, был выполнен в стерильно-белых тонах.
Люди, находящиеся вокруг, ровно, как Айзек, томились в ожидании. Кто-то безмолвно уставился в дисплей своего коммуникатора, кто-то о чем-то оживленно беседовал, а несколько человек отчужденно стояли возле стенок, и наблюдали за происходящим.
Лектор не заставил себя долго ждать. Не прошло и полминуты с того момента, когда парень умостился в кресло, как дверь снова распахнулась, и в помещение по-хозяйски вошел инструктор. Все, кто до этого момента болтал или залипал в коммуникатор, тотчас же отбросили все и устремили взгляды на вновь вошедшего человека.
— Так, — обратился к присутствующим инструктор. — Господа, попрошу всех занять свои места. Мы начинаем.
После этих слов, он зашагал к центру зала, а народ поспешно расселся.
— И так, господа, меня зовут Тревор Коупленд и с сегодняшнего дня, я буду обучать вас всем нюансам и тонкостям работы на Реакторе.
Лектор взял лазерную указку и включив голограмму, обратился к вокруг сидящим:
— Что ж, друзья, попрошу вас обратить внимание на модель Реактора. Здесь вам предстоит провести шесть месяцев вахты. Поэтому, рекомендую слушать внимательно, ведь от этого зависит не только то, на сколько качественно вы будете исполнять свои обязанности, но и вернетесь ли вы обратно, в целости и сохранности. Хотя, тут одного знания теории будет маловато, — он ехидно усмехнулся. — Основную часть Реактора площадью в двадцать пять квадратных километров занимают мощные радиопередатчики, составляющие единую фазированную решетку. Таким образом, господа, перед вами одна гигантская антенна! Именно она поддерживает климат над Новой Америкой. В результате её работы в ионосфере над нами возникают плазмоиды огромных размеров, о которых мы поговорим на следующем занятии. И там же мы обсудим конструкцию антенн.
Он сделал небольшую паузу, и сделав глоток из термокружки, снова продолжил:
— Помимо концентрации солнечной энергии, Реактор поддерживает и регулирует силу ураганных ветров, составляющих Полярный Круг, который, в свою очередь оберегает наш с вами дом, от влияния холодных воздушных масс и мутировавшей фауны. Контроль над функционированием Полярного Круга, осуществляется посредством группы спутников. Национальное Космическое Агентство строго следит за их состоянием, и в случае необходимости, выводит на орбиту новый. Как правило, спутники меняются каждые десять-пятнадцать лет. Но, я более чем уверен, что эта информация известна каждому из вас, еще со школьной скамьи. Поэтому, перейдем к более сложным вещам.
Вдруг, Коупленд снова сделал паузу и негромко закашлялся:
— Прошу меня простить, я немного приболел. Так, о чем это я? Ах да! — он сделал плавный жест указкой, и изображение антенн сменилось на куполообразное сооружение, с несколькими зданиями поменьше. — Вот эта часть Реактора, называется — Убежище или же, просто Бункер. Здесь находится: командный центр, все жилые помещения и прочая инфраструктура, а там ангары для техники и резервная электростанция.
— Так много всего, и лишь несколько зданий? — Подал голос, сидящий справа от Айзека, парень. — Куда там помещаются триста с лишним человек персонала, да еще с техникой и оборудованием в придачу?
— Хорошо подмечено, — улыбнулся инструктор. — Видите ли, молодой человек, часть Убежища, которую вы видите — это лишь вершина айсберга, всего лишь пятнадцать процентов от всей площади. Остальные помещения находятся под землей.
Словно в подтверждение своих слов, лектор снова сделал мягкое движение рукой, и под изображением купола, словно из неоткуда, появилась схема бункера, уходящего вглубь на добрых десять этажей.
— Вот здесь находится ангары с техникой и электростанция, чуть ниже расположен центр управления реактором. В убежище с абсолютным комфортом могут расположится все триста сорок человек персонала. Жилые помещения сопоставимы по уровню комфорта с номерами в дорогих отелях. К тому же, имеется тренажерный зал, кинотеатр, несколько ресторанов и баров, а также, бассейн. Медицинский центр оснащен самым современным оборудованием. И будьте уверенны, там трудятся самые квалифицированные доктора, которые в критической ситуации сделают все возможное, и невозможное. Уж поверьте! Проверено на личном опыте, — он поднял правую руку и закатил рукав.
Только сейчас Айзек заметил, что у инструктора, вместо руки, был механический протез. Но он существенно отличался от тех, что носил старина Бак. У него они были черными и не отличались особым изяществом. А вот рука Коупленда, наоборот, максимально напоминала настоящую. Даже цвет протеза был идентичен оттенку кожи хозяина. Дорогое, должно быть, удовольствие. Хотя, за то короткое время, что ему довелось провести в стенах Полярного Бюро, парень вдоволь насмотрелся на людей с протезами, и понял, что для здешних сотрудников — это не проблема.
— Сэр, — спросил Айзек, одолеваемый любопытством. — Как вы потеряли ладонь? Должно быть, в схватке с какой-то тамошней тварью?
— Ну, вообще-то, это корпоративная тайна. Но, я так и быть расскажу, ведь мы теперь коллеги, — осклабился инструктор. — Вы были достаточно близки к истине, но все же, кое в чем вы промахнулись. Тогда наша бригада работала на могильнике, а это, самый что ни на есть — ад на земле. Помимо того, что погодка там, мягко говоря, отвратная, так и еще зверья разномастного полным-полно. Ну, и собственно, как раз в очередной стычке с одним из местных обитателей, у меня вышла из строя система обогрева. Одна из этих псин переростков вцепилась мне в руку. Из-за плотности снаряжения, серьезных повреждений руке эта тварь не нанесла, точнее не успела. Мой ледоруб оказался быстрее. Но вот разорвать в клочья шину электрообогрева, эта тварь, все-таки смогла. И тут уже, счет пошел на минуты, — после этих слов, он выдержал длительную паузу и окинул всех взглядом. Складывалось чувство, что вся аудитория затаила дыхание и ждала продолжения, увлекательной истории. Мистер Коупленд это прекрасно понимал и поэтому, намеренно создавал интригу. Но потом, он все же смилостивился над слушателями и продолжил. — Пока мы добрались до Убежища, моя рука превратилась в ледышку. Врачи сказали, что мне еще очень повезло, ведь я отделался только кистью, а ведь промедли мы еще немного, могли бы ампутировать руку до самого локтя. Так что, всякое случается, там, на Реакторе. Но вы не пугайтесь так, на могильник новичков не отправляют. Прежде вы должны оттрубить вахты две, минимум! Так, господа, мы слишком далеко ушли от темы занятия. Пожалуй, стоит продолжить, — произнес инструктор и снова закашлялся.
— Дальше по списку, у нас идет сама АЭС, или как ее называют на сленге полярников — Печка. Это атомная электростанция, снабжающая энергией все объекты Реактора, кроме Могильника, которому питание не требуется. АЭС была построена незадолго до наступления Холода и рассчитана на эксплуатацию именно в условиях запредельно низких температур. Её устройство поистине революционно, в нем использовано воздушное охлаждение, благо чего-чего, а охлаждения у нас достаточно! С Печкой разобрались, — констатировал эксперт. — Там всё просто: в центре здание управления, по бокам два шарообразных теплообменника. Ядерное топливо завозится из Новой Америки шаттлами, для захоронения отходов служит Могильник. Теперь о главном. То, о чем молятся все: ниточка, соединяющая наши попавшие в рабство к Холоду души с Новой Америкой, — сектор Аэродром. Вот он. Это — взлетная полоса, и она чистится от снега два раза в сутки, иначе к моменту прибытия или отправления шаттлов её будет уже не найти. Рядом — ангары. Туда загоняются прилетевшие шаттлы в случае получения штормового предупреждения, там же хранятся два шаттла, предназначенные для аварийного сообщения со страной в экстренной ситуации.
— Погодите-ка, — воскликнул, кто-то сидящий слева. — Но ведь шаттлы рассчитаны на пятьдесят человек, а на реакторе работает почти триста пятьдесят душ. Как, в случае необходимости, эвакуировать всех?
— Эвакуировать весь персонал, в принципе, не представляется возможным. Понимаете ли, дела обстоят так, что на Реакторе постоянно должны быть люди, которые будут исправно обслуживать его. В противном случае, возвращаться, попросту, будет уже некуда. Если перестать поддерживать Полярный Круг, то на Новую Америку обрушаться холодные воздушные массы и тогда, всему настанет конец. Именно поэтому, мы обязаны в независимости от обстоятельств, выполнять поставленную перед нами задачу. Ведь на то мы и полярники. Страна надеется на нас. Надеюсь, теперь вам все понятно?
— Да, сэр, — пробасил тот же парень, который и задавал вопрос.
— Ну, тогда идем дальше. Следующей частью является Завеса. Она представляет собой комплекс проволочно-тросовых заграждений, на которые всегда подается электрический ток огромной силы. Завеса знатно облегчает нам жизнь, так как не дает мутантам проникать на территорию Реактора. Даже мимолетный контакт с находящимися под напряжением проволочными заграждениями убивает зверьё наповал. Мутанты чувствуют это и предпочитают к нам не лезть, хотя единичные особи бросаются на Завесу время от времени.
— А на кой черт им это нужно? — с глуповатым выражением лица, вопрошал наголо выбритый, двухметровый дуболом, сидящий слева от Айзека.
— Все очень просто. На реакторе намного теплее, нежели везде вокруг. Во-первых, вся территория объекта находится в горной долине, к тому же, сверху, все это дело покрыто ледником. И таким образом, выходит, что Реактор находится в, таком себе, импровизированном ледяном каньоне. Ну, а во-вторых, в следствии работы АЭС, тоже выделяется огромное количество тепловой энергии. Зверье все это чувствует и стремится подобраться поближе к источнику тепла. Как-то так. Ну и собственно, продолжим дальше, про Завесу. Она построена в три ряда. Это сделано для пущей безопасности. Прорвать все три линии тросов, на обычных участках, не удавалось никогда. Максимумом были случаи, когда больным бешенством медведям удавалось прорвать первую линию, но вторая, не оставляла им никаких шансов. Кстати, больные бешенством животные встречаются не так уж и редко, особенно в районе могильника.
— Простите, вы упомянули, что на обычных участках все ряды заграждений не прорывались. То есть, имеются необычные участки? — поинтересовался Айзек.
— Да, вы абсолютно правы. И сейчас мы к ним вплотную подошли. Собственно, существуют два района повышенной опасности: Могильник и Застава. Могильник — это, по факту, огромный полигон, где производится захоронение отработанного ядерного топлива. Там нет постоянных баз, лагерей, или чего-то подобного. Просто, время от времени, туда отправляют отряды, чтоб, так сказать, «вынести мусор». Зоной повышенной опасности, его считают из-за больших скоплений зверья.
— Но ведь вы говорили, что зверье не проникает за пределы Завесы. Тогда почему они разгуливают на территории Могильника? — последовал очередной вопрос.
— А все потому, что Могильник и Застава, находятся за ее пределами. Уж простите, двести лет назад, предки не рассчитали, что отовсюду будут лезть свирепые мутанты, — он снова сделал паузу и закашлял сильнее обычного.
— Так, что у нас там дальше по списку? Ах да, Застава. Это не самое приятное местечко, ровно, как и упомянутый ранее Могильник. Вся соль в том, на севере от Реактора, имеется огромное ледяное ущелье, длиной в добрых тридцать километров. И все вроде бы ничего, но вот незадача, каких-то пятьдесят лет назад, из него начали выползать разнообразные твари. Причины точно не ясны, потому как, сходить на другой конец каньона и проверить, что же там не так, желающих не много. А беспилотники и спутники толком ничего не обнаружили. Возможно причина кроется в пещерах, что в глубинах, этого самого, ущелья. Черт его знает! Ну, и собственно, для целей защиты прохода в долину и была построена Застава. Эдакая волшебная стена, из сказок, что защищает нас от страшных чудовищ с севера. И несмотря на самое продвинутое вооружение, люди там все равно гибнут часто. Так что, если вас когда-нибудь туда занесет, будьте поосторожнее. Холод никогда не упустит возможности, забрать ваши тела и души, в свои лапы. Хотя, все кто хоть раз побывал на Реакторе, навсегда оставляют там частичку себя. Кто-то часть души, а кто-то как я, — он саркастично улыбнулся и покосился на свой протез.
— Почему все полярники отождествляют Холод с чем-то сверхъестественным или даже божественным? — спросил, все тот же бритый амбал. — Ну, пусть там запредельно низкие температуры, пусть опасное место этот Холод, но зачем же так все преувеличивать?
— Место?! И это Холод Вы называете местом? — Инструктор громко засмеялся. — Нет, молодой человек, вы чертовски ошибаетесь! — произнес он, уже вполне серьезно. — Новая Америка — место, Эквадор — место, а Холод — это не место, Холод — это все остальное. Ему принадлежит планета. Вся, кроме нашего клочка земли. И он, знаете ли, очень недоволен этим! И тот, кто думает, что это ерунда и байки, имеет все шансы вернуться домой в обледенелом ящике!
После этих слов в аудитории воцарилась гробовая тишина. Инструктор Коупленд смотрел на сидящих здесь так, как видавший виды человек, смотрит на только пытающегося ходить ребенка. На его лице одновременно читалось и насмешка над новичками и понимание, даже сочувствие, ведь им только предстоит на собственной шкуре ощутить все те ужасные вещи, что частенько случаются там, на Реакторе.
— Ну, коль пошла такая жара, то позвольте мне забежать немного вперед программы и поведать вам о специфике погодных условий. Так сказать, напугаю вас еще сильнее. Может, кто передумает? Так вот, так как объект находится в естественном природном углублении, то есть, ниже уровня всемирного ледника, то и условия там более мягкие. Всего минус шестьдесят по Цельсию, а летом так и вовсе жара — до минус сорока пяти! По поверхности ледника гуляют не просто снежные бури, там бушуют ураганы со скоростью ветра порядка ста — ста десяти метров в секунду. Срываясь с ледникового панциря, они слабеют в среднем до восьмидесяти метров в секунду. Это немного, всего-то двести девяносто километров в час! И если вы находитесь вовремя бури на открытой местности, то вам не позавидуешь. Без опоры устоять на ногах невозможно, порыв ветра сбивает с ног человека в полном арктическом снаряжении и уносит прочь на многие километры! Поэтому вся территория Реактора имеет пешие маршруты, вдоль которых растянуты тросы, а снаряжение полярника оборудовано страховочными карабинами, позволяющими зацепиться за них, потому что удержаться на тросе руками в момент урагана сможет далеко не каждый! Не говоря уже о том, что в момент урагана ты не сможешь разглядеть даже перчатки, если вытянешь руку, всё вокруг тебя будет одним сплошным снежным месивом, забивающим глаза, нос и уши, поэтому на наших скафандрах предусмотрены шлемы с разнообразными датчиками, которые позволяют вам видеть в инфракрасном спектре. Но это еще не все. При температуре воздуха в минус сорок по Цельсию, в нашем арктическом снаряжении вполне можно не просто выживать, но и комфортно работать на морозе часов десять — двенадцать, на одном аккумуляторе. Но вот беда — на ветру любая поверхность накаляется ещё сильнее, и вот тут-то Холод и предстает во всей своей красе! Уже при скорости ветра в два метра в секунду, минус сорок превращается в минус сорок восемь! При пяти метрах в секунду — в минус пятьдесят шесть, при десяти метрах в секунду — в минус шестьдесят градусов, а при двадцати — в минус шестьдесят восемь.
Он опять сделал вынужденную паузу. Кашель одолевал его с пущей силой. По его состоянию было видно, что ему просто необходим отдых и лечение. Как следует откашлявшись, его лицо расплылось в издевающейся улыбке, и он снова был готов продолжать:
— Но знаете, такое конечно же бывает нечасто! Потому что нечасто на Реакторе бывает минус сорок! Обычно там минус шестьдесят с небольшим, я же говорил, что места у нас теплые, и ветерок легкий, всего лишь, какие-то двадцать метров в секунду. В итоге на поверхности снаряжения обычно фиксируют температуру в минус девяносто градусов по старику Цельсию, плюс-минус градус-другой!
А теперь — самое интересное! Небольшой экскурс в курс анатомии. При охлаждении температуры кожи человека ниже плюс тридцати градусов, заметьте, я сказал ниже ПЛЮС тридцати, он начинает дрожать. При понижении температуры кожи ниже двадцати семи градусов любой человек, не привыкший к Холоду, как к отцу родному, впадает в кому. А при температуре кожи в двадцать один градус наступает смерть. А знаете, как мы рады, что наши гениальные ученые умы создали для нас снаряжение с электрообогревом, которого хватает в среднем на десять часов непрерывной работы! Обогрев помогает нам, как вы наверно уже догадались, не превратиться в замороженное мясо! Но это не так важно. Значение имеет лишь один показатель: как долго вы продержишься один на один против Холода, если откажет обогрев снаряжения, а своевременно добраться до укрытия не удается? Ибо смертельно опасной для человека считается температура от минус сорока пяти по Цельсию. — Он поднял протезированную руку на уровень глаз: — Моя кисть продержалась почти тридцать минут. Но до Реактора мы смогли добраться только через сорок одну минуту. И это при условии, что водитель вел аэросани настолько быстро, насколько это вообще было возможно. И я по сей день благодарен ему за это.
— Сэр, — обратился к нему Айзек. — Вы упомянули об ураганных ветрах на поверхности ледника, но не слова не сказали про Воронку.
— И все то вы знаете, молодой человек. — Усмехнулся он Айзеку. — Должно быть, кто-то вам об этом рассказывал?
— Именно. Один мой хороший друг поведал мне об этом. Он сам однажды умудрился попасть, почти что, в самый эпицентр воронки, и как понимаете, остался жив. Правда... — инструктор оборвал его на полуслове.
— Правда, потерял ногу и руку!
— Да. А вы откуда знаете? — недоумевал парень.
— Ну ты даешь! Кто же из старых полярников не знает старика Бака Андервуда. Он — живая легенда. Говорят, что, когда его застала Воронка, его с огромной силой швырнуло в стенку Убежища и у него отказал обогрев ноги и руки. Так он отчаянно полз двадцать метров на пузе, не ощущая своего тела. На это у него ушло около трех минут и к тому времени, конечности было уже не спасти. Поговаривают, что, добравшись до шлюза, он сначала стучал в дверь ледорубом, но, когда тело окончательно перестало слушаться, он отчая начал бить в дверь головой. Тут-то его и нашли. Врачи сделали все что было в их силах, но руку и ногу, он все же потерял.
— Так все и было, — Подтвердил Айзек.
— Мы опять отвлеклись от темы. Хотя, мне кажется, что подобное лирическое отступление пошло все только на пользу. Ну, продолжим. Воронка, или, как называют ее ученые «Глаз бури», может образоваться за полминуты и даже быстрее. В считаные секунды она затягивает холодный воздух с высоты в несколько десятков километров и с огромной скоростью выплевывает его на поверхность. Сила ветра в это время зашкаливает за четыреста километров в час, температура резко падает до минус ста сорока по Цельсию, а бывало и ниже. Приборы лопаются, пластиковые элементы конструкций разлетаются на куски, после Воронки начинается аврал, всё приходится менять на новое! Если вы видите образование Воронки, то лучше бы вам находиться где-то очень недалеко от строений Реактора. Потому что при хорошо заряженных батареях персонального снаряжения шина подогрева ещё что-то там подогревает в течение четырех минут, при половинном заряде — две минуты, при заряде менее четверти ты начнешь замерзать уже через минуту. Без подогрева человек перестает чувствовать и контролировать свои конечности приблизительно на десятой секунде, а еще через десять, ему уже на всё плевать. Так что, если услышите шепот Холода, начинай молиться.
— Шепот Холода? — снова поинтересовался кто-то из толпы.
— Перед самым появлением Воронки вдруг наступает абсолютный штиль, термометр замирает на минус пятидесяти, и вокруг воцаряется полная тишина. В этот момент ты слышишь тихий шепот. Это Холод пришел за тобой, — выражение лица инструктора было таким, будто он рассказывал какую-то страшилку кучке маленьких детишек.
— Да перестаньте! Это же всего лишь атмосферное явление! — запротестовал Айзек.
— Конечно! Не забудь напомнить это Холоду, когда он решит перетереть с тобой с глазу на глаз, — его лицо снова расплылось в ироничной улыбке. — Итак, господа! Я хочу, чтобы вы запомнили простое правило: увидел образующуюся Воронку — сначала пристегнись к тросу, затем беги со всех ног к ближайшей двери! Именно в такой последовательности, и никак иначе! Ваше индивидуальное снаряжение оборудовано двумя карабинами, предназначенными специально для таких случаев, один спереди, другой сзади! Помните, при ударе урагана, движущегося со скоростью четыреста километров в час, удержаться на ногах невозможно! Поэтому, если вы планируете возвращаться в Новую Америку, советую вам отнестись к моим словам очень серьезно! Полагаю, вы все усвоили? — обратился он к слушателям.
Послышалось громкое «Да!»
— Ну, тогда, сегодняшнее занятие можно считать оконченным. Все необходимые материалы, будут отправлены вам на электронную почту, для самостоятельного, более подробного изучения. Ну, а теперь, не смею вас больше задерживать!
YOU ARE READING
Поход на Северный Рубеж
Ficção CientíficaИз-за собственной алчности, глупости и безответственности человечество оказалось на краю пропасти. Гольфстрим остыл. Исполинских размеров ледник стремительно покрывал планету. Теперь ее цвет не голубой и не зеленый, а белый... Где-то на экваторе тем...