37 И взошла и засияла денница у края небесного свода, заходила красна девушка по небу, отражаясь в златоглавых маковках церквей; зажурчала жизнь, как весенний ручей, и вздохнули горожане свободнее.
38 Словно от зимней спячки очнулся и ожил Город, а с ним и вся волость; заново началось городское строительство и обустройство: старые деревянные дороги уступили место булыжным мостовым, улицы замостили известняком, деревянные здания вдоль улиц заменили кирпичными, рядом с которыми по старинке рос репей да подорожник.
39 К городскому причалу то и дело приставали катерки и лодки, ялики и барки, по реке зачадили черным дымом колесные пароходы, вниз по течению сплавляли скот на плотах и лес-кругляк.
40 В небе над Городом, словно ласточки, взмыли ввысь воздушные шары и дирижабли, а на горе устроили полосу для полетов аэропланов.
41 Из Москвы к Городу проложили рельсы и построили императорский железнодорожный вокзал; шумно-пыхтящий паровоз довозил в своих роскошных вагонах состоятельных пассажиров до столицы всего за два дня, тогда как раньше самые отчаянные вестовые добирались на лошадях за неделю.
42 По дорогам запылили первые автоколяски, зазвенел колокольчиком городской трамвай, а по тротуарам и парковым дорожкам уже вовсю носились смельчаки на велосипедах с огромным передним колесом.
43 По облицованной камнем набережной прогуливались неспешно или сидели на лавочках кавалеры с дамочками; иной кавалер мог заметить, какая широкая, богатая, чудесная здесь река, на что дама возражала, что холодно и комары; кавалер же не соглашался: Что вы! Здесь такой здоровый, хороший, славянский климат.
44 Вкруг города выросла щетина заводских труб: где-то в этих зарослях давили масло на маслодавильнях и мололи муку на мельницах с паровым двигателем, собирали станки и механизмы, изготовляли гвозди и варили клей, делали бумагу и картон, печатали газеты, ткали и красили ткани.
45 Императорская почта работала как часы — развозила по домам горожан посылки и бандероли, а почтальоны разносили пешком в больших коричневых сумках письма и телеграммы; Город затрещал и заклацал телеграфным стуком, зашумел телефонными разговорами, засветился в ночи светом керосиновых ламп и газовых фонарей.
46 По улицам забегали босоногие мальчишки и, зычно выкрикивая последние новости, предлагали купить свежую газету; тем временем в тишине и уюте городской читальни лучшие представители общества листали печатные книги, просматривали брошюры и альманахи.
47 Писали жители уже давно не на бересте, а на бумаге: гимназисты и гимназисточки, сидя за высокими партами, старательно выводили буковки гусиными перьями, аккуратно обмакивая их в маленькие жестяные чернильницы, чтобы не поставить кляксу.
48 Ранним будним утром ученики от мала до велика бежали в школы и гимназии; отроки постарше спешили не опоздать в ремесленное училище или уездную духовную семинарию, новый губернский университет или консерваторию.
49 И во славу Господа украсился Город куполами многочисленных церквей и часовнями православных монастырей; поднялись в небо минареты татарской мечети, открыла свои двери прихожанам городская синагога.
50 И носил ветер по округе шум бойкой торговли в крытых рядах городского рынка; долетал с ипподрома топот копыт вкупе с ржанием скакунов; неслись с футбольного матча на стадионе у набережной крики толпы да рев болельщиков.
51 И вышли на арену городского цирка гимнасты, трюкачи и клоуны, в летнем кинотеатре в городском саду с липами начали крутить под открытым небом первые немые киноленты.
52 С приходом Советской власти Город зарделся кумачами и транспарантами; забегали туда-сюда начальники в кожаных куртках и кепках, общество стало заседать в собраниях и ходить шеренгами на бесконечные демонстрации, а на перекрестках зазвучали из огромных трубообразных громкоговорителей революционные марши и песни.
53 Вместо повод с дровнями и дрожек с кучерами да ямщиками на освещенные электрическими светильниками улицы выехали грузовики, автомобили и мотоциклы; вместо запряженных в плуг лошадей выползли в поля синие тракторы и красные комбайны.
54 И загудел, запыхтел, задребезжал Город всеми своими механизмами, ремнями и шестеренками, всё больше напоминая собою гигантского механического майского жука, притомившегося на солнце и присевшего отдохнуть в прохладе речного брега, — так обретал он новую жизнь и судьбу.
____________
Примечания
денница (слав.) — заря, утренняя звезда.
... какая широкая, богатая ... хороший, славянский климат... — Диалог из первого действия пьесы А. П. Чехова «Три сестры».
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Аритмия
General FictionНадломленный жизнью москвич знакомится с девушкой в центре провинциального города. Даниил не всегда был таким. Когда-то он пользовался уважением в обществе, делал карьеру менеджера крупной компании. У него была любящая жена и взрослый сын. Что же пр...