Пчелы такие пчелы

23 1 1
                                    

Нус-с, приступим... Если и начинать журнал о братьях наших меньших, то непременно с самых маленьких.
Скажу сразу, я не ученый-энтомолог, но интернетом пользоваться умею)
И, как вы уже догадались по названию, пионером этой бесполезной рубрики станет пчела. Но так как жизнь простых медоносных пчел оказалась недостойной моего внимания, эта честь перепала более аристократичному их представителю – пчелиной матке (она же королева пчел, царица в полосатой пижаме и тд).
Обо всем по порядку. Детство у матки выдается по-королевски счастливым: ей уделяется больше внимания, ей же достаются лучшие ресурсы улья. В то время как личинки рабочих пчел жуют пергу – продукцию из пыльцы, будущую королеву потчуют маточным молочком – сложным веществом, вырабатываемым пчелиными железами. Ячейка, в которой развивается личинка матки, больше в размерах, нежели у остальных (а что, негоже ребенку голубых кровей щемиться в тесных покоях). Ввиду всех обстоятельств, та вырастает более крупной и с более развитыми репродуктивными органами.
После выхода из кокона молодая королева какое-то время тусуется в улье, а затем совершает вокруг него ориентировочный облет, осматривая свои владения. Наконец, настает день, и матка вынуждена покинуть родной дом, чтобы спариться. Она старается сделать это подальше от улья, чтобы избежать инбридинга – кровосмешения, что может отрицательно сказаться на ее потомстве.
Около жужжащей в воздухе матки быстро собираются самцы пчел – трутни. Происходит то, что должно, и довольные трутни замертво сыпятся на землю. Хм, чего-то у них не хватает… парни, вы забыли свои половые органы в матке, это нормально?
Путь матки полон испытаний. Даже если ее не сожрут птицы и мальчик Филя на спор, вполне вероятно, что она заблудится и не вернется домой. Но она таки возвращается в улей, и теперь, благодаря запасам сперматозоидов внутри себя, способна откладывать оплодотворенные яйца, из которых будут появляться рабочие пчелки и другие матки.
Пожалуй, на этом можно было бы и закончить сей расчудесный сказ, но пчелы, вопреки моим ожиданиям, оказались более сложными и организованными существами, поэтому мне, открывшему первую же ссылку после Википедии и мальца офигевшему от избытка информации, пришлось увеличить объем фактов, дабы не ввести никого в заблуждение.
Процессы, предшествующие рождению королевы пчел, куда интереснее. Из-за них возникает несколько типов маток: роевая, свищевая и тихой смены.
Роевая матка наиболее естественна в природе. Как и любой биологический вид, пчелы стремятся к распространению генома, а потому постоянно умножают свои колонии с помощью роения. Когда пчел в семье становится слишком много, старая матка откладывает своих наследниц и улетает с частью улья, обосновываясь в другом месте. Первая появившаяся матка либо так же забирает кусочек подданных и улетает, либо, если численность пчел нормализовалась, убивает своих нерожденных соперниц и остается править в улье единолично. Очень редко, когда в семье сосуществуют несколько маток, и если они сами между собой не разберутся, то за них это сделают пчелы-труженицы.
Свищевая матка, или, как бы я ее назвал, запасная, появляется, когда улей внезапно остается без руководства. Старая королева может погибнуть при любых обстоятельствах: вспомните мальчика Филю. Тогда семья в панике начинает переоборудовать в маточники ячейки с уже существующими в них личинками рабочих пчел, надстраивая дополнительное пространство и переводя детишек на «маточное» питание. Примечательно, что появление маток зависит не от типа яиц, а от типа кормления. Как говорится, пейте дети молоко, будете… а, ладно…
Свищевая матка, появившаяся вот таким читерским способом, хуже качества, так как поначалу еще питалась кормом простолюдинов. Но семье сойдет – это лучше, чем нечего.
Боязнь пчел остаться без покровителя оправданна. Как бы так сказать… по сути любая рабочая пчела может откладывать яйца: хуже по качеству и меньше по количеству, но может. И эти яйца будут неоплодотворенными, что логично, ведь у простых пчел нет аттрактанта - вещества, привлекающего самцов. А что такое неоплодотворенное яйцо? Из неоплодотворенного яйца появляется трутень.
Трутень – странный чувак. Фактически, у него нет отца. По пчелиным параметрам он недоразвит: него нет жала, вместо него – половые органы, и сам себя прокормить он не может. Единственная функция, которую он выполняет более-менее хорошо – спаривание. Партеногенез – созревание организма из неоплодотворенной гаметы - в природе не редкость. Получается, у пчел, чтобы родить мальчика, нужно просто «захотеть», вот так вот…
А «не хотят» этого пчелы из-за феромона, выделяемого маткой. Он для них как наркотик: они от него балдеют и не расчехляются (ну и слова я применяю). Поэтому, если вдруг матка погибает, и колония не успевает обзавестись новой, это чревато появлением семьи-трутовки. А так как трутни хавают запасов в разы больше, и при этом не работают, такие семьи обречены на голодную смерть.
И вот потихоньку мы перешли к матке, появившейся путем «тихой смены». Для начала обратим внимание, что живут королевы пчел долго, примерно 5 лет. Так матка переживает всех своих рабочих сестер, три поколения джунгарского хомячка и современную бытовую технику; но с возрастом качество ее кладки снижается, и зачастую колония не дожидается старости своего монарха, а попросту заменяет его молодой особью. Этот процесс называется «тихой сменой» и протекает следующим образом:
Заметив, что мама-королева стала сеять больше трутневых яиц, стала менее активной и скупой на дозы феромона, пчелы выстраивают мисочки, и вынуждают матку отложить в них оплодотворенные яйца. Пчелы не были бы пчелами, если бы не работали по принципу «чем больше, тем лучше», а посему выращивают себе сразу несколько маток. Право жить достается первой имаго (достигшей половозрелого возраста), которая незамедлительно убивает родную мать. Но бывают исключения, и верные слуги не позволяют драке произойти, отталкивая молодую матку на свободные для засева участки. Обе королевы продолжают жить на одной территории и откладывать яйца, пока старая не умирает естественной смертью. От сердечного приступа, или от чего там обычно старики умирают...
Чет я подзабыл, какой итог хотел всему этому подвести, поэтому приведу еще несколько интересных, на мой близорукий взгляд, фактов:
- к потомству пчелы относятся с чрезвычайной бережливостью, но если запасов пищи в улье недостаточно, они выкидывают расплод. Иногда ситуация настолько серьезная, что земля вокруг улья покрывается белоснежным слоем зародышей.
- известно, что пчелы могут жалить всего один раз в жизни, оставляя жалоносный аппарат – стилет – в теле жертвы, но это при условии, что жертва крупная. В борьбе с насекомыми-врагами жало при пробитии хитинового покрова нигде не застревает, поэтому эффективно используется.
- матка пускает свое жало в ход лишь против других претендентов на трон.
- пчелы могут делать токсичный мед, при условии, что нектар собран с ядовитого растения.
- если в улей попадет мелкое животное (мышь, птица), то пчелы способны коллективно его умертвить, а затем, чтобы избежать процессов гниения, замуровать тело прополисом.
- температура вблизи сот, независимо от погоды, около 35°
- если матке не удается спариться, она, подчиняясь инстинкту, начнет откладывать яйца, но они таки будут трутневыми.
- летом рабочая пчела живет около месяца, но если не успевает умереть до начала холодов, то спокойно перезимовывает, и дотягивает до 9-ти месяцев.
- скоро пчелы захватят мир, а нас поселят в казармы, где мы будем добывать для них нефть.

Вы достигли последнюю опубликованную часть.

⏰ Недавно обновлено: May 15, 2020 ⏰

Добавте эту историю в библиотеку и получите уведомление, когда следующия часть будет доступна!

Зеленый WattpadМесто, где живут истории. Откройте их для себя