Энн Райс История Похитителя Тел

30 0 0
                                    

Энн Райс
История Похитителя Тел
Моим родителям,Говарду иКэтринО'Брайен. Ваша смелость и ваши мечты останутся со мной навсегда.

Вновь с вами Вампир Лестат . Я расскажу вам о том,что со мной произошло.
Все началось в Майами в 1990 году.С этого времени начну свое повествованиеия.Но прежде необходимо упомянуть о снах,которые приходили ко мне чуть раньше,ибо им отведена немалая роль в моем рассказе.Это сны о маленькой девочке-вампире с умом зрелой женщины лицо мангела и о моем смертном друге Дэвиде Тальботе.
Снилось мне и смертное детство во Франции -зимние снега, холодный полуразрушенный отцовский замок в Оверни,тот день,когда я отправился охотиться на волков,нападавших на нашу бедную деревню.
Сны могут быть так же реальны,как и жизнь,хотя,возможно,мне лишь впоследствии так казалось.
Когда начались эти сны,я пребывал в мрачном настроении:вампир- скиталец,бродяжничающий по всему свету,иногда покрытый таким слоем пыли,что никто не обращал на меня ни малейшего внимания . И что проку в том,что мои прекрасные светлые волосы оставались по-прежнему густыми,глаза-пронзительно синими,а улыбка -неотразимой,в том,что я великолепно одевался,а хорошо сложенное тело шести футов ростом невзирая на двухвековой возраст все еще выглядело двадцатилетним . Как истинное дитя восемнадцатого века -а именно в этом столетии я жил до Рождения во Тьму,-я всегда сохранял трезвость рассудка.
Но восьмидесятые годы двадцатого столетия близились к концу,и я был уже мало похож на того лихого отпрыска старого вампира,который хранил верность классическому черному плащу и брюссельским кружевам, на джентльмена в белых перчатках и с тростью,танцующего в свете газовой лампы.
Пережив немало страданий и испытав мгновения триумфа,а также благодаря немалому количеству крови древнейших вампиров,я превратился в своеобразного Темного бога . Обретенная сила смущала меня и даже пугала,а иногда мои невероятные возможности почему-то вызывали в душе печаль.
Например,я мог усилием воли подняться высоко в воздух и вместе с ветром совершать дальние путешествия так же легко,как дух . Усилием разума я мог двигать и уничтожать предметы . Достаточно было одного моего желания,чтобы в любой момент вспыхнул огонь. Сверхъестественный голос позволял мне обращаться к бессмертным из других стран и даже с иных континентов . Мне не составляло труда читать мысли вампиров и людей.
Вам кажется,что это совсем даже неплохо?Мне же было противно. Безсомнения,я оплакивал свои прежние ипостаси -смертного юношу, новорожденного призрака,намеренного стать как можно более плохим, коль скоро таково его предначертание.
Поймите,я не прагматик.У меня чуткая и беспощадная совесть . Я мог бы стать хорошим парнем . Может быть,иногда я такой и есть . Но я всегда оставался человеком действия . Скорбь -равно как и страх -пустая трата времени . И как только я завершу свое вступление,в книге начнется именно действие.
Помните,что начинать книгу всегда очень сложно,большинство вступлений отмечено налетом искусственности . То были самые счастливые времена и самые тяжелые -дану?И когда же?Кстати,и все счастливые семьи не похожи одна на другую -даже Толстой,должно быть,это осознавал . Мне не удастся отделаться чем-нибудь вроде:«Вначале...»или «В полдень я упал с телеги с сеном ...»-иначе я бы так и написал. Поверьте,если есть хоть малейшая возможность,я всегда выхожу сухим из воды . Как сказал Набоков устами Гумберта Гумберта,«можете всегда положиться на убийцу в отношении затейливости прозы ».Может быть, «затейливая»в данном случае означает «экспериментальная»?О том,что мой стиль чувствен,цветист и сочен,я,конечно же,знаю-достаточно критиков сообщили мне об этом.
Увы,но я привык все делать по-своему . И обещаю вам,что мы доберемся доначала,если,конечно,в этих словах нет противоречия.
Прежде всего я должен признаться,что до того,как произошли описываемые ниже события,я горевало других бессмертных,которых знал и любил и которые давным-давно покинули наше последнее общее пристанище конца двадцатого века . Безрассудно думать,что мы собирались создать новую общину.Все они один за другим исчезли во времени и пространстве-такова была неизбежность. Вампиры не питают особенной любви к себе подобным,хотя и
отчаянно нуждаются в бессмертных спутниках.
Именно из такой необходимости я создал своих отпрысков -Луиде Пон-дю-Лака,который в девятнадцатом веке стал моим терпеливым зачастую любящим товарищем,а с его нечаянной помощью -прекрасную, нообреченную Клодию,вампира-дитя.И теперь,в конце двадцатого века, Луи остается единственным бессмертным,с которым я часто встречаюсь после своих одиноких ночных странствий . Он самый человечный из всех нас,наименее похожий на бога.
Его скромное убежище на заброшенной окраине Нового Орлеана никогда не оставлял надолго . Вы сами сможете в этом убедиться,когда придет время . Луи также участник этой истории.
Но о других бессмертных здесь говорится очень мало . Практически ничего.
Заисключением Клодии,которая снилась мне все чаще и чаще. Позвольте мне объяснить:Клодию уничтожили более ста лет назад,но я постоянно ощущал ее присутствие,как если бы она всегда находилась рядом.В 1794 году я превратил умирающую сиротку в маленького
пухленького вампира,и через шестьдесят лет она восстала против меня:«Я положу тебя в гроб,отец.Но ты уже никогда не встанешь ».
Я тогда действительно спал в гробу . И все происходило в духе того времени:жуткая попытка убийства,приманка в виде отравленных смертных жертв,чтобы замутить мой рассудок,ножи,врезающиеся в мою белую плоть, и окончательное избавление от кажущегося безжизненным тела в зловонном болоте за пределами тускло освещенного Нового Орлеана.
Ничего не получилось . Существует очень мало верных способов разделаться с бессмертным:солнце,огонь...Необходимо стремиться к полному уничтожению.И в конце концов,ведь речь здесь идет о Вампире Лестате.
Клодия поплатилась за свое преступление:она была казнена злодеями из общины вампиров,прекрасно устроившихся в самом сердце Парижа,в печально известном Театре вампиров . Превратив в кровопийцу столь юное дитя,я нарушил законы,и уже по одной только этой причине парижские монстры стремились ее уничтожить.К тому же и она в свою очередь нарушила их закон,подняв руку на своего создателя,-ее проступок,если можно так выразиться,послужил логическим обоснованием приговора: Клодию оставили на солнце,безжалостные лучи которого превратили ее в пепел. На мой взгляд, это чертовски неудобный способ казни, потому что палачи вынуждены спешно вернуться к своим гробам даже не имеют возможности стать свидетелями того,как солнце исполняет их жесткую волю.Но они поступили именно так с изысканным,нежным существом, которое я создал из грязной,оборванной беспризорницы,найденной в лачуге испанской колонии Нового Света,наполнив ее вампирский кровью, чтобы сделать своим другом,ученицей,
возлюбленной,музой и товарищем по охоте.И к тому же еще своей дочерью.
Если вычитали«Интервью с вампиром »,то вам известны все подробности.Это история нашей совместной жизни в интерпретации Луи. Он повествует о своей любви к нашему общему ребенку и о мести тем,кто ее уничтожил.
Если же выпрочли и мои автобиографические книги,«Вампир Лестат»и«Царица Проклятых»,то вы и обо мне все знаете.Вы узнали нашу историю,если он чего-то стоит -а любая история стоит неслишком-то много,-узнали о том,как мы появились тысячи лет назад,как мы размножаемся,аккуратно передавая Темную Кровь тем смертным,которых считаем достойными сопровождать нас на Пути Дьявола.
Но чтобы понять то,о чем пойдет речь в этом повествовании,вам нет необходимости читать предыдущие книги.Здесь вы не встретите и многочисленных персонажей«Царицы Проклятых».Ни насекунду западная цивилизация не окажется на краю пропасти.Никаких разоблачений издалекого прошлого,никаких древнейших, приоткрывающих свои тайны лишь наполовину,говорящих исключительно загадками и обещающих ответы,которых нет и никогда не существовало. Нет,все это осталось прошлом. Это книга о нашем времени.Она,безусловно,
является одной из частей«Вампирских хроник»,и об этом забывать не следует.Ноэ то первый по-настоящему современный роман,поскольку ужасающая абсурдность существования с самого начала принимается здесь как должное и исследованию подвергаются разум и душа героя -кто он,как вы думаете?-и те открытия и выводы,которые ему предстоит сделать.
Читайте эту повесть,и на ее страницах я поведаю вам обо всем,что вам необходимо знать о нас.Кстати,разного рода событийи приключений здесь будет не мало!Я,как уже сказано,человек действия-вампирский Джеймс Бонд,если вам угодно,которого все без исключения остальные бессмертные называют не иначе как «принц-паршивец»,«истинно дьявольское создание»и«ты,чудовище». Другие бессмертные,конечно,живы до сих пор-Маарет и Мекаре,
древнейшие из нашего рода, Хайман из Первого Поколения, Эрик, Сантино,Пандора и другие,которых мы называем Детьми Тысячелетий. Где-то бродит Арман,очаровательный пятисотлетний юноша,который когда-то возглавлял Театр вампиров,а до этого -сообщество вампиров- дьяволопоклонников,
поселившихся в недрах кладбища Невинных мучеников.Надеюсь,Арман всегда будет неподалеку.
И Габриэль,моя смертная мать и бессмертное дитя,не пройдет и тысячи лет,не пременно появится как-нибудь темной ночью -если повезет.
Что касается Мариуса,моего старого учителя и наставника,хранителя истории и тайн нашего племени,он до сих пор здесь и никогда не исчезнет. Время от времени он приходил ко мне то с просьбами,то с укорами,но суть и тех и других всегда оставалась одной и той же:неужели я никогда не прекращу свои неосторожные убийства,которые неизменно попадают на страницы газет?неужели я не перестану с упорством дьявола осаждать своего смертного друга Дэвида Тальбота,искушая его Темным Даром? разве я незнаю,что бессмертных в мире уже вполне достаточно?
Законы,законы,законы...В результате все сводится к законам . А я люблю преступать любые законы,также как смертные любят разбить бокал о каминную доску,произнеся тост.
А теперь позвольте подробнее рассказать о снах,беспокоивших меня в моих странствиях.
Призрак Клодии преследовал меня постоянно . Каждый раз,закрывая глаза на рассвете,я видел ее лицо,слышал ее тихий,но настойчивый шепот.Иногда я ускользал в воспоминания:маленькая колониальная больница,ряды кроваток,на одной из которых умирает девочка-сирота.
А вот и печальный,чувствующий себя совершенно беспомощным старый доктор с брюшком,поднимающий тело ребенка . И откуда-то доносится плач . Кто же плачет?Клодия не плакала . Она спала,когда доктор передал ее мне,приняв за смертного отца этого несчастного ребенка . Во сне она такая хорошенькая . Была ли она действительно такой хорошенькой тогда?Конечно.
«Вы вырвали меня из смертных рук,как два чудовища из страшной сказки,-вы,бесполезные и ничего не понимающие родители!» Дэвид Тальбот приснился мне только однажды. Во сне он молод и пробирается через лес мангровых деревьев . Это не выполнимо мой семидесятичетырехлетний друг,терпеливый смертный ученый, который регулярно отвергает мое предложение принять Темный Дар,но в знак доверия и привязанности,не дрогнув,касается моей холодной плоти теплой хрупкой рукой.
Нет.Это молодой Дэвид Тальбот,каким он был многие годы назад, когда сердце не билось в его груди столь быстро.Но он в опасности.
Тигр,тигр,жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах[1].
Чей голос шепчет эти слова -мой или его? И вот он возникает из пятнистого полумрака -рыжие и черные полосы,словно свет и тень,он почти неразличим . Я вижу его огромную голову и удивительно мягкую морду,белую,с длинным и тонкими усами. Но эти желтые глаза ...узенькие щелочки,исполненные страшной, бессмысленной жестокости.Дэвид,а его клыки!Неужели ты их не видишь?
Но он с детским любопытством наблюдает,как большой розовый язык касается его горла,тонкой золотой цепи,охватывающей шею.Он что, пожирает цепь?Господи,Дэвид!Клыки!
Почему слова застревают у меня в груди?Неужели и я оказался мангровом лесу?Я пытаюсь пошевелиться,и все тело мое сотрясается от бесплодных усилий,сомкнутые губы пропускают лишь глухие стоны,и каждый из них дается мне с величайшим трудом . Дэвид,осторожно!
А потом я вижу,как он опускается на одно колено и вскидывает плечу длинное сверкающее ружье . Гигантская кошка близко,она устремляется к нему,но выстрел заставляет ее остановиться,а после второго она падает как подкошенная ...желтые глаза горят яростью,лапы скребут мягкую землю,и зверь испускает последний вздох. Я просыпаюсь. Что означает этот сон?Мой смертный друг в опасности?Или кончился завод-его генетические часы готовы вот-вот остановиться?В семьдесят четырегода смерть может наступить в любой момент. Стоит мне вспомнить Дэвида,и тут же возникает мысль о смерти. Дэвид,гдет ы? «Один,два,три,четыре,пять,
англичанина чую опять». «Выхотите получить Темный Дар?-спросил я при нашей первой встрече.-Я не говорю,что когда-нибудь вы от меня его получите . Скорее всего,нет.Но вы хотите?Если бы я согласился,вы бы его приняли ».
Мне так хотелось,чтобы он попросил . Он не сделал этого,и никогда не сделает.И теперь я его любил . Я встретился с ним вскоре после того,как мне приснился сон,-мне это было необходимо . Но сон я забыть не мог,и,
возможно,он еще не раз приходил ко мне в часы глубочайшего дневного забытья,когда под покровом тьмы я был холоден,беспомощен и недвижим, как камень. Ну что ж,теперь вам известно о моих снах. А теперь вновь представьте себе Францию зимой,снежные сугробы вокруг крепостных стен,освещенного горящим в очаге огнем смертного молодого человека,который вместе со своими охотничьими собаками спит на соломе . Эта картина гораздо точнее символизирует мою смертную жизнь,чем любое воспоминание о парижском театре,где незадолго до революции я был счастливым юным актером.
Вот теперь можно начинать . Если вы не против,давайте перевернем страницу.

Энн Райс "История похитителя тел "  Место, где живут истории. Откройте их для себя