Его участники призывают жить в гармонии со своим телом и терпимо относиться к человеку, который по каким-то причинам отличается от других.
Бодипозитив основывается на идеях феминизма, зародившихся на Западе в 60-е. Сам термин появился 1996 году, когда феминистки создали организацию “The body positive” и начали бороться с дискриминацией женщин, чьи тела не вписывались в общепринятые стандарты: были недостаточно стройными, недостаточно высокими, недостаточно белыми.
С фразой "Человека нужно любить не за внешность" согласятся многие, но идеи бодипозитива принимают далеко не все. Один из аргументов оппонентов движения – "вы просто не хотите следить за своим телом". Движение "Бодипозитив" было создано, чтобы объединить разных людей и научить их общаться и адекватно воспринимать любые физиологические особенности. Но сегодня трудно сказать, объединились люди или, наоборот, получили еще больше причин для противостояния.
Я думаю, сейчас это уже шире, но изначально, конечно, это больше женская проблематика. Ведь именно женское тело всегда было любимым тренажером для культуры, то есть женщины больше испытывали на себе репрессивную сторону культурных норм, и, соответственно, потенциал протеста всегда был больше. Но сейчас движение бодипозитива уже затрагивает и мужчин, поскольку мужчины тоже в свое время испытали давление социокультурных норм. Сейчас мужчины больше не стесняются того, чего раньше было принято стесняться. Например, изменились нормы ухода за собой. Это достаточно универсальное движение.
Люди то, что считают идеальным телом, с точки зрения глянца и гламура, - не то, что разделяли бы сами создатели этого глянца (они живые люди) и читатели-мужчины. Предпочтения мужчин в плане женщин довольно широки. Журналы, конечно, показывают некое среднее арифметическое, чтобы угодить всем. Но мы стали постить истории про моделей сайз+ и заметили, что это имеет бурный успех на сайте. И мы поняли, что читателям это интересно, стесняться нечего, и поставили нашу Подберезкину - это бывшая синхронная пловчиха, которая стала моделью сайз+
гламура в итоге произвела какие-то достаточно асексуальные тела. А в реальности человек гораздо больше западает на более понятные, домашние тела с большим количеством несовершенств (это касается и мужчин, и женщин
Но есть и другие эталоны красоты, например, в 60-е годы Твигги - тип подростка, мода на худобу. Это совершенно противоположный канон, в нем нет подчеркнутой сексуальности: такое угловатое, асексуальное тело.
Сейчас очень асексуальный век. Люди потеряли интерес. Есть теории о том, почему это происходит: в том числе, может быть, из-за отсутствия больших войн. Колебания приходят вместе с войнами. Еще популяционная динамика: любая популяция начинает активнее размножаться в периоды, когда нанесен ущерб или когда много ресурсов, когда потеснее, когда мы заняли весь объем… Известно, что процент гомосексуалистов выше в более скученных местах проживания. Это то, что мы сейчас имеем. Мы думаем, что это культура, но очень может быть, что это физиология, плюс еще прогресс, плюс еще игры, виртуальная реальность.
Нынешние молдые16-18+ гораздо меньше интересуются сексом, чем предыдущее поколение.
И то, и другое. Но вот то, что женщина уже больше не считает нужным репрезентировать свое тело как сексуальный объект, это следствие победившего феминизма или постфеминизма. Не нужно коммодифицировать свое тело, выставлять его в коммерчески привлекательной упаковке именно через сексуальную привлекательность.
Я думаю: откуда взялся бодипозитив? Ведь многое идет от хиппи, из 60-х годов, когда появляется совершенно новый тип сексуальности - босая девушка в широких джинсах-клеш, без лифчика, с небритыми волосами и так далее. Мне кажется, культура хиппи - это была не асексуальность, а некая гиперсексуальность, освобожденная от традиционных норм.
В истории моды всегда существовала альтернатива. Еще в XIX веке, то есть задолго до хиппи были женщины, которые стремились уйти от нормативной моды. Например, в середине XIX века были суфражистки, которые вводили широкие гаремные панталоны-штаны. К концу XIX века появился велосипедный костюм. Дамы сели в седло, и возник совершенно альтернативный костюм для езды на велосипеде: те же широкие брюки, которые можно было расстегнуть для свободы движений, юбка, которая не попадала в цепь, ее можно было подтянуть. И дальше эстетическое платье, когда дамы отказались от корсетов. Это тоже целая глава в истории моды, наш авангард в 20-е годы.
Это же все альтернативная мода. Очень часто эта мода влекла за собой другое отношение к телу. Сначала это казалось скандальным, когда, например, в 20-е годы появился типаж "а-ля гарсон", совершенно ушла из моды пышная грудь, дамы начали стягивать бюст, потому что это типаж девочка-мальчик. Это многим казалось странным, а потом этот эталон красоты очень быстро поменялся, пришла круглая стрижка, быстрые танцы, дамы стали показывать ножки.