Мунко, 14 июня 2019 года, с. Кырен, Тункинский район
Свою малую родину Мунко не любил. Слишком уж неприятные воспоминания связывали его с ней. Точнее, и воспоминаний-то практически не было. Так, ощущения. Вырос он в Шимках, в интернате. После девятого класса поступил в Иволгинский техникум, который окончил с отличием. Затем – армия и работа, работа, работа. В самом Кырене он не был, казалось, целую вечность, но за эту десятилетнюю вечность ничего в поселке не поменялось. Последний раз приезжал перед армией, уладить кое-какие формальности. Тогда он пообещал себе не возвращаться сюда, и вот не сдержал данного слова. В списке, который имелся у Ханны, был только один красноармеец родом из Тунки, с Кырена – Аюша Гармаев. Вероятнее всего, нож принадлежал ему, ведь дархан Ошор Раднаев жил в Кырене. Вот и пришлось Мунко ехать вместе с Ханной в Кырен.
- «Дархан» - это что значит? Красивое слово, очень с моим именем созвучно! – спросила Ханна, указав на баннер с рекламой кованых изделий.
- Переводится как «кузнец», а значит много больше. Раньше дарханы считались своего рода магами, одаренными людьми. Не каждый мог стать дарханом. Семьи дарханов не знали бедности и горя. Так нам рассказывали в техникуме на истории Бурятии, - пояснил Мунко.
Они с Ханной направлялись к учительнице, которая всю жизнь посвятила изучению истории Бурятии. Мунко не знал ее лично, его к ней направил Бато, пообещав, что свет на историю с ножом она точно прольет.
Долгорма Санжеевна оказалась приятной и интеллигентной женщиной. Передвигалась она уже с трудом, но сохранила ясность ума.
- Батошка мне звонил, просил помочь вам. А мне что, только за радость! Садитесь чаек пить да рассказывайте, что у вас приключилось.
Выслушав рассказ Ханны и посмотрев копии архивных справок, Долгорма Санжеевна внимательно посмотрела на молодых людей.
- Вас, видимо, сам Бурхан ко мне направил, а вовсе не Бато. Я всех земляков воевавших пофамильно знаю, биографию каждого рассказать могу. У меня кандидатская диссертация с этой темой связана. А Аюша был сыном подруги моей покойной бабушки, правда, я его не помню, маленькая была, когда война началась. Вот мать его хорошо помню. Аюша официально числился безвестно пропавшим. По крайней мере, так было еще пятнадцать лет назад, когда я занималась наукой и располагала актуальными данными. Сейчас же век цифровых технологий, информация постоянно корректируется. Ну а что касается его самого, биография у него скудная. Родился в обычной семье, воспитывался одной матерью, отец его умер задолго до войны. Сразу после школы ушел на фронт. Братьев и сестер родных у него не было, его мать умерла в одиночестве, так и не дождавшись сына. Жены и детей у него здесь тоже не было, молодой совсем ушел воевать. Так что родственников у него не осталось, разве что дальние какие. Поэтому мой вам совет – отдайте нож в музей.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Дарханна
Aktuelle LiteraturСемейная сага о хитросплетениях судьбы молодого ювелира Мунко и ищущей себя русской эмигрантки Ханны. История векового становления ювелирных дел мастера: от кузнеца, работающего с железом (тумэршэ-дархана), до ювелира по серебру (мунгэшэ-дархана) и...