Каждый человек с мягким и покладистым характером, с приветливым и улыбчивым лицом любим и уважаем всеми; у такого человека много друзей, с ним советуются и прислушиваются к его мнению, у него не бывает нервных срывов, он терпеливо переносит трудности и смотрит на жизнь оптимистично. Имам Садик (А) сказал: «Нет лучшей жизни, чем жизнь человека с хорошим поведением».[46]
Человек же с трудным характером со всеми общается одинаково сухо и строго. В жизни у него, как правило, мало интересов, но зато много стрессов и забот, по той простой причине, что он постоянно чем-то недоволен. Окружающие испытывают дискомфорт от общения с такого рода людьми, поэтому обычно не уважают и стараются избегать их. «Вечно недовольные» – вполне нормальные люди, но, относясь ко всему слишком требовательно, придирчиво, желая только идеала, они постоянно нервируют себя и окружающих, поэтому совершенно не удивительно, почему у них часто бывают нервные срывы. Ведь они сами постоянно нарушают свое психологическое равновесие и становятся невыносимыми, и, как естественное следствие этого, друзей у них бывает немного – обычно они никем не любимы.
Пророк Ислама (С) сказал: «Человек с плохим поведением всегда доставляет себе мучения».[47]
Правильно себя вести нужно каждому человеку, в особенности супругам, которые постоянно общаются и живут вместе.
Дорогая женщина! Если хочешь жить в мире и согласии, ладить со всеми и быть уважаемой, если мечтаешь, чтобы в твоей семье царили только добро и счастье, то будь милой, веселой и желанной женой, заботливой матерью, имей доброжелательный нрав, умей верно оценивать ситуацию, относись ко всему с пониманием, будь добродушна. Своим легким характером и хорошим поведением ты можешь создать благополучную атмосферу в семье, сделать из нее настоящий рай.
А разве не тягостно, что семья из-за трудного и непокладистого характера женщины превращается в ад, в котором будут мучиться все ее члены. Милая женщина! Ты можешь быть добрым ангелом, приносящим свет и добро в семью. Так зачем же превращать свой дом в сырую темницу? Твоя нежная улыбка и ласковое слово придает мужу и детям силы, уверенности, помогает преодолевать неизбежные трудности жизни. Знаешь ли ты, насколько окрыляет твоя улыбка ребенка, уходящего в школу, и как помогает всем домочадцам провести день удачно? Если семейная жизнь дорога тебе, и ты любишь своего супруга, то следи за своим поведением, корректируй свой характер. Ведь мягкий и покладистый нрав – лучший гарант семейного долголетия!