Павел правил с 17 ноября 1796 по 24 марта 1801.
Павел I вернул принцип наследования престола по мужской линии, приняв «Акт о престолонаследии» (1797). Акт дополнялся «Учреждением об императорской фамилии», которое определяло состав императорской фамилии, иерархическое старшинство её членов, их права и обязанности, устанавливало гербы, титулы, источники и размеры содержания членов императорской фамилии. Намерением Павла было исключить в будущем возможность отстранения от престола законных наследников. Цесаревич вводил наследование по закону, как он выразился в самом Акте, «дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследстве, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род». Во многом принятие данного Акта было обусловлено не столько чередой дворцовых переворотов, приводящих на российский престол «случайных лиц», сколько враждой между матерью и сыном (Екатерина II намеревалась лишить Павла I его права наследования престола, но намерение это не было осуществлено, поэтому Павел I поспешил закрепить свое положение на троне). Павел установил совершеннолетие для государей и наследников по достижении шестнадцати лет, а для прочих членов императорской фамилии при достижении двадцати лет. На случай восшествия на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна. В Акте о престолонаследии содержалось также важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви. Противопоставление действиям своей матери проявилось и в сословной политике Павла I — отношении его к дворянству. Павел I любил повторять: «Дворянин в России лишь тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю». Будучи защитником неограниченной самодержавной власти, он не хотел допускать никаких сословных привилегий, существенно ограничив действие Жалованной грамоты дворянству 1785 года. В 1798 году губернаторам было предписано присутствовать на выборах предводителей дворянства. В следующем году последовало еще одно ограничение — отменялись губернские собрания дворян, и губернские предводители должны были избираться уездными предводителями. Дворянам запрещалось подавать коллективные представления о своих нуждах, их можно было подвергать телесным наказаниям за уголовные преступления. При Павле I в 1797 году был принят указ о трехдневной барщине, по которому помещику рекомендовалось использовать труд крепостных лишь три дня в неделю. Рекомендательный характер указа во много определил его слабое внедрение и распространение. В том же 1797 году был принят указ, запрещающий продавать крестьян без земли. В 1798 году купцам было разрешено приобретать крестьян к заводам с землей и без земли. В конце XVIII века во Франции произошла революция, на волне которой к власти пришел Наполеон Бонапарт, начавший проводить активнейшую внешнюю политику. Павел вступил во вторую антифранцузскую коалицию, где к тому моменту уже находились Англия, Австрия, Турция. Был совершен ряд походов против Франции: Средиземноморский поход Ф. Ф. Ушакова (1798 – 1800), результатом которого стало взятие крепости на острове Корфу; Итальянский и Швейцарский (1799) походы Суворова. В 1800 году Павел резко поменял внешнеполитический курс и заключил союз с Францией (причиной перемены стал конфликт интересов союзников по коалиции). Такая резкая внешнеполитическая переориентация (вкупе с антидворянской политикой Павла I и отстранением от службы большинства сторонников Екатерины II) окончательно настроила общество против императора. В 1801 году Павел был убит в Михайловском замке, а на престол вступил его сын Александр.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Подари мне рассвет и вспомни
Fanfiction-не вы моя судьба, не вы моя любовь Эти слова преследовали его повсюду, от них он сходил с ума и был готов пролить слезы