20 февраля 2020
за месяц до исчезновения
Мирослава зашла в аудиторию уверенным шагом, так, будто она вовсе не опоздала на свою первую лекцию в этом семестре. Стук каблуков по старому деревянному полу заставил студентов вернуться на свои места и сделать вид, что они с нетерпением ждали преподавателя.
— Всем привет, — она заговорила спокойно и медленно, как в озвучке кинофильмов. — Меня зовут Мирослава Евгеньевна. Здесь должна быть вступительная речь о том, кто я, кто вы и как история важна для всех нас. Но давайте приступим сразу к делу. Я предлагаю вам поучаствовать в одном расследовании.
Молодая аспирантка развернулась на каблуках, подошла к единственному окну в узкой аудитории и зашторила его, оставив лишь тонкую струйку солнечного февральского света. Клубы пыли поднялись в тесном кабинете.
— Только обещайте никому не выдавать наш секрет.
Мирослава вернулась к столу и принялась что-то искать в сумке.
— В августе прошлого года мне удалось побывать на раскопках в одном селе неподалеку. Оно называется Старая Ладога и находится в ста километрах отсюда. Богом забытое место, — она посмеялась и на мгновение остановилась, будто что-то вспоминая и все еще держа руки в сумке. — ... и скучное! Но крепость стоит того! О, вот же она!
Мирослава вновь вернулась к окну и поднесла руку к струе света, льющейся меж штор. В ее пальцах сверкнула серебряная монета.
— Вы наверняка будете удивлены, но это настоящий арабский дирхам.
Она покрутила монетку, помолчала, а затем отдала ее одному из студентов, который сидел за первым столом.
— Можете посмотреть, передать друг другу, но в конце лекции верните мне. Итак, этот самый дирхам я нашла в Старой Ладоге, потому что именно через это маленькое село монеты кочевали от арабов к скандинавам. Путь из варяг в греки, помните? Иначе он еще называется путь из варяг в арабы. В Старой Ладоге были найдены и бусы, и ткани, и рабыни... Сложно представить, верно? В таком скучном местечке! Работорговля...
Мирослава сделала еще один круг по кабинету. Все двенадцать студентов с замиранием сердца ждали, что она скажет дальше.
— Это означает, что скандинавам уже были доступны путешествия до самой Византии. Как тебя зовут? Мария? Хорошо. Маша, что такое Византия и где она находилась? — призывая к ответу, аспирантка кивнула в сторону одной из девушек, сидящих за первой партой.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
И тысячу лет спустя. Ладога
Viễn tưởngМирослава Новикова - молодая, талантливая, но невезучая писательница, которой год за годом издательства отказывают в публикации. Наконец, ей выпадает шанс: ее книга о Древней Руси и викингах увидит свет, если она изменит концовку и не станет убивать...