Варяги

50 0 0
                                    

На руднике у дяди Коли начались неприятности.
Виноват был  какой-то плывун,явившийся неизвестно откуда и начавший всем вредить и пакостить.
-Не ждали,не думали и вдруг-на тебе!Позвольте представиться!И никак не разойтись  с ним ...Вот гадость какая!-сказал дядя Коля за ранним торопливым завтраком.
Тётя Оля,наливая ему в термос
чай,сердитым голосом отозвалась:
-А ведь конец квартала!..Не справитесь-пришлют варягов!
Уж непременно на шею посадят!
Дядя Коля только фыркнул в блюдечко и зарычал.Он всегда рычал,когда был недоволен,и Катенька не любила,когда дядя бывал таким.
Она вылезла из-за стола и побежала в маленькую ''зелёную''комнату будить студента Женю.
Студент писал дипломную работу.Он выбился с ней из какого-то графика,поэтому ужасно спешил,но почему-то никак не мог сам утром проснуться.Если не разбудишь,он весь день проспал бы.Она потаскала его за волосы,поталкала ,он лишь мычал в ответ и отворачивался.Тогда она завизжала ему прямо в ухо:
-Вар-ряги!
Она только что научилась выговаривать "р'',и у неё это слово вышло очень здорово!Студент проснулся,подпрыгнул на постели,сел и уставился на неё:
-Какие ещё варяги?Что ты несешь ,клушка несчастная,?
Она торопливо ему выложила все,что слышала за столом.Студент зевнул.
-Ну,варяги,это пустяки...А вот плывун-это серьёзно!С ним повозятся...Я не специалист,но...-и он задумчиво покачал кудлатой головой,высоко поднятой над худыми поднятой над худыми узники плечами.
-А кем он работает?
- Кто ?
-Плывун-то этот?
Студент оглушительно засмеялся.
-Ну,Катька!Ты-комик!Плывун и работает плывуном.
Под землёй плавает ...Ну ,ладно!Пошла отсюда,я одеваться буду,не мешай.
Прошло несколько дней,и Катенька узнала,что загадочный ''плывун'' вовсе не ужасное существо,плавающее в подземном мире,а просто мокрая глина,и она умеет лезть в проходку,как варенье из пирожка,если его подавить.
-Она всех пачкает,да?
-Если б только пачкала!-со вздохом сказал дядя Коля.
Он похудел,почернел,почти не  привыкла просыпаться всех раньше в доме,то вообще бы его не видела.
В это  утро он побрился,надел новый костюм с галстуком.Тётя Оля,поставив перед ним яичницу,зловеще сказала:
-Дождались варягов!
Дядя Коля капнул желтком на галстук.Пришлось Катеньке бежать за водой.Когда она вернулась,тётя Оля стояла за дяди Колиным стулом и гладила его по лысине.
-Когда они приезжали?-спросила она.
-Уже выехали из Новокузнецка,значит,вот-вот будут...-невнятно проговорил дядя Коля,доедая яичницу.
- Надо же на самом лучшем галстуке такое пятно посадить!- сказала сердито тётя Оля,беря у Кати кружку с водой.-А что наденешь,если не отойдет?
-Надену не самый лучший..
-буркнул дядя Коля и зарычал так грустно,что Катенька чуть не заплакала от жалости.
Дядя Коля вернулся к обеду впервые за долгие дни,и с ним пришли трое мужчин незнакомых :один-черный,худущий,с большим кривым носом и короткими толстыми усами,другой-тоже с усами,но не такими толстыми,а серпиком  над губой.
Третий безусый,кудрявенький и такой хорошенький,что Катя пожалела,почему он не кукла.Ей как раз не хватало вот такого кукленочка в домике по столом.Заглядевшьсь на него,она забыла,что положено спрашивать шепотом,и громко сказала:
-Это,что ли,варяги?
Дядя Коля рыкнул и закашлялся,тётя Оля покраснела и сердито бросила:
-Что ты болтаешь,Катерина?Глупая девчонка!
А гости засмеялись,будто услышали хорошую шутку.
Чёрный присел перед ней на корточки и сказал:
-Варяги,варяги,Катерина Николаевна!Позвольте представить вам:вот варяг дядя Костя ,вот -дядя Митя,а я -варяг дядя Гиви ...
Хо-хо -хо!
-Очень приятно!-вежливо сказала Катя.-Но я не я Николаевна,я Витальевна.Мой папа Виталий Вячеславович .Он сейчас в Африке работает.Там очень жарко,а на меня жара плохо действует,поэтому они меня с собой не берут.
У нас есть и Николаевич,но он Евгений,студент,и пишет дипломную работу.
Только пока не очень получается.Он ещё не нашёл себя в ней...
Ничего смешного в этом не было,но варяги почему-то за-
смеялись.
Катенька  строго поглядела на них ,а варяг Гиви потрепал её по плечу:
-Найдёт,Катерина Витальевна!-закричал он весело .-Дипломная работа всегда получается.Уж мы- то знаем...
И опять варяги за смеялись.
''Какие они смешняки!''-подумала Катенька и ошиблась.Больше они не смеялись.За обедом сидели хмурые,насупленные,вели непонятные разговоры.Один раз так сердито заспорили,что Катенька подумала:сейчас начнут драться.Но обошлось.
Кукленочек сквозь зубы через плечо попросил извинения у серповидных усов,а тот в ответ потряс толстым лицом и махнул рукой,как бы желая подчеркнуть :не надо,пустяки,все в порядке.
После обеда быстро собрались ,торопливо оделись и вместе с дядей Колей ушли.
И -не вернулись.
Ни сегодня,ни завтра ,ни послезавтра.Потом. проехала мимо окон колонна машин из Новокузнецка.Одни какие-то длинные ,другие короткие,но видно,очень тяжелые.
Всю улицу задымили.
Тётя Оля все смотрела,смотрела ,как они
проезжают,и царапала почему-то пальцем стекло.
Потом решительно надела пальто,платок,позвала студента и сказала ему:
-Женя,я должна пойти на рудник !Может быть,не вернусь сегодня.Катеньку оставляю на тебя.Позаботься!
-Тетя Оля!-сказала Катя с возмущением.-Ты перепутала!Я должна о нем позаботиться !Ты мне это скажи.
-Хорошо ,хорошо ,я вам обоим говорю!-торопливо ответила тётя Оля.-Женя,ты слышишь ?А ты,Катенька ,тоже будь послушной девочкой!Он тебя будет слушаться ,а ты его...
И ушла .И тоже пропала:нет и нет её.Днём нет,вечером нет.
Студент на ужин сварил макароны,Катя чуть не обьелась,такие вкусные получились.Утром ждала тетю Олю,но та не пришла.
Разбудила студента ,тот побрыкался,но встал,разогрел макароны,позавтракали.
Ждали ,что тётя Оля непременно вернётся,но она не пришла.На обед студент снова наскоро сварил макароны.Они получились жёсткие и невкусные .
-Макар-р-ронный день,-сказал
Катенька и отказалась обедать -Значит ,не голодная !-возмутился студент.-Проголодаешься-слопаешь !
-Я голодная,но макароны больше лопать не буду !-твёрдо пообещала Катя.
Студент долго и ускоризгенно говорил ей о том ,как надо переживать трудности,напомнил о голодающих в Африке детях,которые мечтали бы о такой тарелке прекрасных,направленных отличным сливочным маслом макарон! Сердито кричал,что отказываться от такого полезного питательного блюда-значит наносить оскорбление всем голодающим людям Земли !Что когда её папа с мамой вернутся ,ей будет стыдно им в глаза смотреть...Но Катенька заткнулв пальцами уши и громко запела:
-Не хочу,не хочу ,не хочу ма-ка- а-р-р-он!
Студент поломался ещё немного,потом сдался,дал Катеньке два куска хлеба с вареньем :один -с земляничным,другой -с Мали- новым
-Давно бы так !-твёрдо сказала Катенька .-Женя,а кто такие варяги?
-Это из истории...Ты будешь в школе учить,когда пойдешь .
Были в старину такие народы,но кто они были и откуда - никто толком не знает.Не то немцы,не то шведы..
Воинственное племя.Варяги,Русь
По преданию,именно они основали русское государство ,и оно получилось у них весьма разобшенным,раздробленным на мелкие уделы..
- студент,запрокинув голову и устремив глаза вдаль (в стену комнаты перед собой),вдохновенно погрузился в века ..
- И в силу этой разобщённости Русь стала лёгкой добычей монголов в тринадцатом веке.
К тому времени варягов не было уже,они растворились среди коренного населения...Вот ,собственно , и все, что мы знаем о варягах.Ну ещё то ,что они составляли основу военной силы Византии...Нанимались туда на службу.Могущество Византии в основном держалось на варягах...
-А Зантия?Что такое ?Это такая страна?
-Что ?А!Теперь это тридесятое царство ! Теперь его нет,распалось на множество государств ...
Исторический процесс.
Тебе этого не понять.Впрочем ,с варягами,как я тебе сказал ,вообще спорный вопрос,тёмное дело!
Академики и то не могут прийти к общему мнению.Очень мало осталось достоверных свидетельств.Только сказки и легенды.А сказки -это.
-По усам  стекло,а в рот не попало!- выпалила торжествующе  Катенька.- Ты мне ещё намажешь хлеба? У меня усов нет.
- Понравилось? Ну,то- то...- обрадовался студент,но тут же при задумался.- Однако что же мы будем делать с тобой,? На хлебе с вареньем...как бы нам не попало от мамы Оли...
- Это тебе попадёт! - сказала Катя уверенно .- Мне - то что?
Вареньем ты распоряжаешься,мне не достать.
- Вот - вот ,ты мне подсказала здравую мысль: а не позвать ли нам варягов?
- Позови ,позови,позови! - завизжала Катенька,захлопав в ладоши.
Ей понравились смешливые варяги,поэтому она поддержала предложение студента со всем энтузиазмом своих пяти лет.
Студент оделся и ушёл,насвистывая какую- то мелодию.
Привёл,однако,совсем не тех варягов,которых Катя ждала.
С ним пришла баба Тея- толстая большая старуха с громовым голосом.Она уже приходила к ним давно- давно ,когда была больна тётя Оля.
Тогда дядя Коля отвез её в Новокузнецк,где её быстро вылечил самый настоящий
волшебник- врач,у него,по мнению Катеньки,была очень смешная фамилия- Луцик,а баба Тея смотрела за Катенькой,которая была тогда поменьше и все время капризеичала.Старуха,вкладывая спать,рассказывала ей длинные волшебные сказки..
Вот кого надо попросить,чтобы рассказала про варягов,- неожиданно подумала Катенька у неё все интересно получается,не то что у Женьки!
Немного погодя притрусил вприсядку маленький худенький старичок,муж бабы Теи.Его звали Серафим Серафимович,но в шутку за глаза называли '' Керосинович''.
Он принёс из магазина свежего хлеба,муку,фарш,и баба Тея,обязавшись фартуком,принялась немедленно готовить пельмени.
- Да что же это Ольга- то Яковлевна меня сразу не покликала?- басом говорила она,ловко замешивая густое тесто.- Оставить ребёнка на малого! Да хоть он и учен,а мущинская ли это стать за дитем ходить? Не привучен он к этому.
- Да - а ! Теперь оно другое воспитание .Это прежде мы были ко всему способны,а теперь что? Узкая специализация!- поддакнул ей Керосиныч,сворачивая самокрутку.Рядом с толстой  монументальной женой он выглядел почти подростком .Баба Тея сурово посмотрела на него сверху вниз;
,- Не кури тута,не порть воздух! Выдь! Вот это и будет специализация!
Но тот не испугался ничуть,ответил ласково:
- Да я ничего...Я в печечку.Евгений Николаевич тоже вон курют,ничего...
- Папиросы,чай,не махру окаянную!
- Махорка- то для здоровья полезнее,- пробормотал Керосиныч,присев к печке.
- По мне,так лучше духа нет,как от махорочки.Особенно когда с мороза в избу зайдешь.
Запах!..
Студент сидел  у себя в комнатеи ,включив магнитофон с музыкой,читал скучную книгу без картинок.
И сам был скучный.
И глаза скучные,без музыки заснул бы,наверное....
По телевизору тоже не передавали ничего хорошего..
Ни кино,ни мультиков.
Только говорили и говорили какие- то дяденьки.
Один скажет,другой поддакивает ему,скука ...
Неужели взрослым быть- такое скучное дело? Вот беда,!
Катенька все же уселась перед экраном и стала терпетьв надежде ,что вдруг  да и скажу что- нибудь смешное или покажут интересное..
Вдруг,например,тот лысый дяденька  вспрыгнет на стол и спляшет на нем,как однажды уже показывали.
Она обхохоталась тогда.
Но лысый все говорил,говорил,все чаще произнося длинное''э-э''.Должно быть,самому надоело...И телевизору надоело такое показывать.
По экрану побежали полосы,он потемнел,
Запрыгал и совсем отключился.
Что такое? Катя побежала на кухню,но там тоже было тёмно,лампочка включилась.
Керосиныч,обжигая пальцы ,жег спички и бранился,что не плмигали,прежде чем выключить!
- Всю энергию на замораживание бросили ! - прогудела баба Тея.- Это надолго теперь.
Лампа- то есть ли у беззаботных?
Керосиныч шарил по полкам в темноте,нашёл,наконец,пыльную лампу с чёрным стеклом.
Снял его,протер бумагой ,зажег лампу,надел стекло,стало светло и совсем хорошо.
Катенька подсела к столу,подперев кулачками щеки,смотрела,как ловко баба Тея раскапывает тесто скалкой.
Магнитофон у студента тоже включился,а он без музыки читать не мог.Вышел и сел у печки на дрова.
'' Я без музыки не воспринимаю прочитанное''!-кричал он тете Оле,когда та требовала прекратить ужасный рев...
И сигареты,кажется,у него кончились,иначе зачем бы он просил Керосиныча дать ему табачку на закрутку.Тот полез за кисетом,почтительно подал,сказав одобрительно про  полезность махорочки,мол,от неё кашель происходит ,а кашель лёгкие прочищает....
- Бабушка Тея,ты про варягов не помнишь чего- нибудь интересного?
- Вона ! Кому же и помнить,как не мне? Я ведь самого что ни есть варяжского происхождения.И деды,и прадеды в варягах ходили...
- Вот как? - удивился студент.- Как же это,Аскитрея Поликарпова? Варяги жили тысячу лет назад.
Как же вы их можете помнить?
- А моя деревня,может,не одну тыщу лет стояла? И назывался она село Варягово.
Это потому,что варяги оттуда происходили.Это ж я в войну сюда эвакуировалась,да польстилась вон на его,да и остался здесь,в Кемеровской области.А у нас и до её живут.
И старики наши,и молодые парни все от варягов  произошли.
- Нет ,я не про название,я про суть....- пробормотал студент,рассыпая табак.
Самокрутка,которую он пытался свернуть,переломилпсь в пальцах надвое.- Ах ,чёрт!
- И я про суть ! Название - то что ? Хоть горшком назови,только в печь не сади.А мы по самой сути варяги
- Вы не так газетку рвете...,- ласковым подобострастным  тоном сказал студенту Керосиныч,-Центральную прессу- точно,надо поперёк строчек рвать,а местную печать только пр строкам продольно.
- Тоже предудрость...- пробормотал студент и получительно продолжал: - Варяги,Аскитрея Поликарпова,как доказано наукой,были воины - наемники шведского и германского происхождения...
Они занимались также грабительскими набегами на соседние земли и страны....
- Воровали! Потому и звали их ''воряги"...- вставил Керосиныч.
Баба Тея замахнулась на него скалкой:
- Ты уж ! То - то язык без костей! Внаймы ходили,это верно,только никакие не шведы,а наши псковские мужики.Они и ростом  отличались,и силой,и сыщмальства ратному делу обучены были.
Какие там немцы на шведы? И до се у нас,что ни парень - коса сажень!А тогда- то ! Один на медведя идёт,и сам же его из лесу на плечах тащит убитого.
Да ещё и песечку припевает! Псковская область! Всем известная! Про Буслаева- то Ваську даже кино было,а кто он такой,как не варяг? И село есть Буслаево,от нас эвон километрах,чай,в семи ....
Самые мы варяги и есть!
- Ну ,это,положим...- возрасил бойко студент.- Доказано и подтверждено,что варяги ''Русь''_было германское племя,пришедшее на славянские земли с Запада...
- Да господь с вами,это мы- то от немцев? Где Старая Русса- город теперь,там и была эта самая Русь.
Никогдв  там германцев не было.И язык русский оттуда пошёл ...Или ты скажешь,что язык русский от германцев пошёл?
- Нет,конечно .Русский язык - это наречие славянского языка,развившееся в само стоят сельскую общенародную речь...
- Но германцы- то на немецком языке говорят! У меня сын в школе немецкий язык учил- ничего похожего: только два слова общих есть - коммунизм и социализм...И какая такая это Русь ? Куда ж она одевалась,если была? Не- ет,Евгений Николаевич,тут я с вами не соглашуся! Русские варяги со Старой Руссы,со Псковской земли происходили.
И нанимались в чужие края не грабить ,а совсем напротив: соблюдать в них порядок,защищать от злодеев и воровство всякое истреблять! Ну,как бы по - теперешнему сказать - шабашники.Им,конечно,за это платили.Большие деньги зарабатывали,ох,большие!
Старые варяги,которые отсвоевались,те возвращались обратно домой,жили,не горевали,пиво- мёд попивали,обучали молодежь,судилирядили,соблюдали,чтобы порядок был и все везде - по правде,по справедливости.
И кто ни заезжал из других областей и районов(они тогда волостями звались),налюблваться не мог,как мы ладно да лепо живём! У них все драки да хулиганство,сойдутся на собрание,передерутся....
Зачнут что строить вместе,снова перессорятся ,бррсят .Ну,нету порядка и все! А сами - то не могут,не умеют наладить ,воспитание не то,вон оно как...
Вон тогда ихние старики и порядочные люди послали гонцов к нам.Полно,говорят ,чудестранным царям служить,когда своя земля в забвении! Что же вам о злате да серебре думать? О душе тоже надо когда- нибудь ! Совесть- то есть у вас или нету?Ну,молодые поартачились,конечно,им,видишь ли,дальние земли повидать хочется.
Но старики постановили:помочь своим надо в первую очередь.А тогда закон  был строгий, как решили все,так и будет!
Иноземным послам отказ!
Те туда- сюда,цену набивать начали,золотом звенеть,обольщать!...
Но наши твёрдо: не можешь,своим слово дадено.
Так ни с чем и уехали.И пошло у них с той поры разорение,особенно в греческой земле.
Сами - то воевать отвыкли,а нашей защиты лишились.
Сами виноваты: на чужой каравай рот не разевай,свой затевай.
А русская земля с той поры и пошла,и пошла в силу!
Главное,хорошего мужика на управление поставили.
Юриком звать было.Из умнейших  умного,из бывалых бывалого выбрали.И воин и хозяин был знатный!
Ах,хорошо стали жить при нем мужики по всей стране!
- Не Юрика,а Рюрика....- тихо поправил студент.- Он действительно пришёл с малой дружиной и подчинил себе всю страну...Но...
- Может,и Рюрика,-перебита баба Тея,- спорить не стану...
Памятник в Москве кому поставлен- то ? Разве не Юрику?
- Памятник поставлен его потомку Юрию Долгорукому.Он жил лет двести спустя....
- Вона ! А я считала- тому...Нашему- то Юрику,стало быть,памятника нету? Как же его забыли?
- Его помнят...Но в большинстве исторических трудов принято  Рюрика считать германским или шведским князем....
- Ещё и князем? Ну и ну! Чтоб наш народ да немцу покорился?
Сроду такого не бывало! И быть не могло ! Татары пришли с несметными силами и то секлися насмерть,стояли грудью...Какое там покорение! Пока всех до смерти не побили ,взять не могли.А тут немец да ещё с малой дружиной! ...Ну сами посудите: как бы его наши приняли?
В  топоры только ! А тут видят; свой,русский человек,в русском шлеме,на сивке- бурке...
Своего- то как не признать? Пришёл честно,обратился с правдивым ласковым словом.
И признали,и честь оказали,и слову поверили...
Студент усмехнулся,слушая,крутит удивленно головой.
- Какой фольклор интересный! Где это вы услышали эту версию ? Читали? Или расскащывал кто - нибудь?
- Бабушка моя сказывала.Негромотная была,а у неграмотных память крепче.
Я вот грамотейка,глядишь- и забыла чего- то или перестала.
А бабушка слово в слово,как от своей бабки слышала,а та от своей,а энта - от той...Ты не сомневайся; варяги - это наши русские мужики из города Руссы.От них пошла русская речь и силы,славы нашей корень- в них .А про германцев забудь!
У них своё,а у нас наше - изначальное.
Катенька с интересном дослушала разговор,дождалась пельменей,съела полную миску,отправилась спать.
Перед сном она долго думала про варягов и решила,что они  были очень  хорошие,если не соблазнились большими деньгами ради того,чтобы помочь своим людям.И как хорошо они все устроили: и города,и дороги,и самолёты,и теперь вот космос...
И можно,как папа с мамой,тоже ехать помогать другим людям,чтобы и у них все было хорошо,и дети не голодали ,и играли в интересные игры....
Она уснула,а свет так и не включили.
Но когда проснулась,люстра в большой комнате сияла в полную силу.
Там было шумно и людно.
Дядя Коля  с дядей Севой,главным инжером рудника,раздвигали стол,тётя
Оля разворачивалась хрустящую скатерть,а баба Тея озабоченность кричала из кухни,выставив в дверь круглое,как блин,доброе лицо:
- Скорее ,скорее ! Пока горяченькие ! Ах,господи!..
И толпилось много народу,знакомого и незнакомого.Все были в
мятой грязной одежде,небритые,с усталыми глазами.
Но все радостно о чем - то говорили,что понять совершенно  невозможно было.Когда Катя появилась в дверях,все замолчали ,уставясь на неё.Ей стало немножко стыдно,что она босая,в ночной рубашке,рукав которой слегка разорван,и ,чтобы скрыть смущение ,она громко спросила:
- Ну как варяги? Не подвели?
Все вдруг захохотали так громко,что показалось,будто дом задролжал.
Дядя Гиви,такой же грязный и небритный,как и все , подхватил  её на руки и расцеловал,царапая щеки;
- Варяги не подведут,Катерина Витальевна! Варяги никогда не подведут .
''Я знаю! ''-хотела ответить Катя и объяснить все, но тётя Оля сердито погнала её немедленно в постель.Пришлось опять идти спать.
И снились ей варяги в золотых шлемах,на сивках- бурках,бородатые и научить не страшные.
А когда она проснулась,в окно глядел пасмурный зимний рассвет.Гости разошлись,но стол был ещё не  прибрал.
За ним спали,положив головы на руки,курчавый Катин кукленочек и привалившийся к нему на плечо толстяк с усами серпиком.
И сидели,обнявшись,дядя Коля с дядей Гиви.Тихонько,чтобы не мешать спящим,они пели  на два голоса старую.  варяжскую песню:
Врагу не сдаётся наш гордый ''Варяги'',
Пощады никто не желает...

🎉 Вы закончили чтение Варяги 🎉
ВарягиМесто, где живут истории. Откройте их для себя