ВОЗВРАЩЕНИЕ
1
Мальчик спешил домой. Он готов был на все, чтобы третий день пути был и последним. На ночевке в Корыке[1]В казахском языке ударение ставится на последнем слоге: Корык, Байтас и т. д. он затемно разбудил Байтаса — родственника, приезжавшего за ним в город, и уговорил своих спутников выехать, едва занялась заря. Весь день он подгонял коня, держась впереди провожатых
на расстоянии пущенной стрелы, Байтас и старый Жумабай только восклицали:— Ну и торопится же мальчуган в аул!
— Бедняга!.. Видно, всю зиму пропадал в медресе[2]Медресе — мусульманское училище. со скуки!
И оба шевелили коней, то рысью, то вскачь догоняя его, — Жумабай— зажимая под коленом свой черный шокпар,[3]Шокпар — дубина с утолщением на конце, оружие рукопашного боя. Байтас — придерживая носком сапога длинный березовый соил.[4]Соил — длинная, утолщенная к концу палка, употребляемая в конном бою. Возле урочища Такирбулак Байтас, умеряя пыл подростка, крикнул ему:
— Не скачи без нас! В Есембаевом овраге воровской притон!
— Разбойники, наверное, следят за тобой, — прибавил Жумабай. — Скажут: «Ишь, храбрец, скачет один!» Стукнут тебя по голове!
— А вы на что?
— Ойбой! А что мы сможем с ними сделать? Нас двое...,
— А их — целая шайка, — поддакнул Жумабай. — Хорошо, если примут нас за сородичей, — проскочим. Нет — дело плохо! — заключил Жумабай, запугивая подростка.
Но эти слова только подзадорили мальчика.
— Ну, раз и вы ничего не сможете сделать, так не все ли равно, один я буду или с вами? Я поехал!..
Он ударил коня, поскакал вперед и до самой лощины Есембая ни разу не оглянулся назад.
Два первых дня пути старшие двигались не спеша и совсем вывели мальчика из терпения. Теперь он был рад, что хоть в последний день нашел средство заставить их торопиться: он решил до самого аула скакать впереди.
Спутники почти потеряли его из виду, но он все скакал. Путь пролегал по буграм и сопкам. Когда аулы откочевывают в горы Чингиз, здесь становится совсем безлюдно. С каждого холма можно отлично следить за проезжими, и охотникам до чужого добра нетрудно нападать на них из оврагов и лощин.
Байтас сокрушенно покачал головой:
— И как это мальчуган не боится? О господи, да есть ли у него рассудок?..
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Путь Абая
ClassicsВсе четыре тома. Путь Абая - роман-эпопея Мухтара Ауэзова, описывающий жизнь известного казахского поэта Абая Кунанбаева. Главный герой романа - реальное историческое лицо, великий поэт, основоположник казахской письменной литературы, просветитель А...