Ислам, вопросы веры и основы ислама продолжения 3 Вчера 17 0.0 0
6Основные разногласия между салафизмом и другими на
Абзал Кумаров 7
Салафиты
Основные разногласия между салафизмом и другими направлениями суннитской школы?
Салафиты считают доктрину единобожия основой Ислама и в этом их мнение соответствует позиции всей мусульманской общины: т.е. школами вероубеждения матруди и ашари. При этом они считают, что введение любых посреднических звеньев в отношениях между Богом и людьми является отступлением от единобожия.
Так например, они считают недопустимым введение священства, не признают сакральных или духовных авторитетов. Кроме того, такие действия, как мольба, обращенная к могилам умерших праведников, или обращение к упоминанию их имен в качестве посреднического звена в доведении этой мольбы Богу являются отступлением от принципов единобожия в вероубеждении салафитов. Любые подобные действия расцениваются ими как проявление язычества (ширка). В принципе, с этим согласны все школы суннитского направления, но, в то же время, салафиты в значительной мере развили их.
В трудах исламских теоретиков-салафитов упоминается, что доктрина божественного единства состоит из трех составляющих:
1. Божественное господство над всем мирозданием (таухид ар-рубубия).
2. Исключительное право Бога в качестве единственного объекта для служения (таухид аль-улюхия).
3. Единство Бога в обладании прекрасными именами и качествами (таухид аль-асма уа-с-сифат), которое подразумевает наличие у Бога различных эпитетов и атрибутивных качеств.
Указанному выше второму пункту доктрины божественного единства - таухид аль-улюхия - придается в салафизме особенное значение. Согласно учению Ибн Таймии в своем служении человек должен быть обращен своими помыслами и всем своим существом к Богу. Если же он подразумевает в своих помыслах и действиях еще какой-либо субъект помимо Бога, то он в большей или меньшей мере впадает в язычество (ширк), даже если при этом утверждает о единобожии. По утверждению салафитов язычники также знали и знают о существовании единого творца, но служение ему совершают посредством других субъектов (богов или святых). Именно в этом состоит их политеизм. Доказательством этому салафиты приводят аят из Корана, где говорится: «А если ты их (язычников) спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" - они, конечно, скажут: "Аллах"» (31: 25).
Также в салафизме нет теорий о божественных атрибутах, которых придерживаются сторонники матуридитских и ашаритских школ и они выражаются в их разделении на сущностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия), так как они определены отвергаемыми салафитами методами разума и логики на основании рационального осмысления откровения. Однако, отвергнув матуридитско-ашаритские концепции, Ибн Таймия и его последователи заменили их своей системой представлений о божественных атрибутах.
Аяты Корана и хадисы, где сообщается об Аллахе означают особенности, действия и называются «муташабих аят, хадисы» (аяты, хадисы с неясным содержанием) или «Аятус-сифат», «Ахадисус-сифат» (Аяты, хадисы имеющие отнощение к описанию Аллаха), или, «ас-сифатул-хабария» (хабари описания – описания Аллаха, неподдающиеся разуму).
Так в вопросе муташабих аятов в первую очередь, салафиты заявили о том, что ими принимаются все атрибуты Бога так, как они излагаются в откровении. Причем эти атрибуты не подвергаются салафитами аллегоризации. Исходя из этого, Ибн Таймия и его последователи признали все описанные в Коране и Сунне такие качества Аллаха, как способность гневаться, говорить, вознесение на трон и т.д. Также салафиты утверждают, что у Аллаха имеются руки и лик, как об этом говорится в Коране, и не допускают иносказательности в отношении понимания этих моментов. Но, в то же время, они, в отличие от антропоморфистов, считают все это присущим только Богу и не относят это к сотворенному миру. То есть Бог имеет руки и лик, но они не являются подобием человеческих, а его гнев или способность говорить также не являются аналогичными человеческим, а присущи только Ему непостижимым разуму образом. Такие подходы к пониманию проблемы божественных атрибутов Ибн Таймия и назвал методом «праведных предков» (салафов).