…Я оказался на перекрестке,
Где искал лишь кров ненадолго.
Но, отложив свою ношу и сбросив свои башмаки,
Я заметил, что это место не похоже на те, что я видел.
Воздух был пронизан гостеприимством,
И все охвачено оживлением.
Я знакомился с путниками,
Не чувствуя сомнения или страха,
Но искренне и с оптимизмом.
В их глазах я встретил то, чему не знаю имени,
Но что кажется мне таким знакомым.
Здесь мы делились всем и ободряли друг друга,
И праздновали изобилие жизни…
Деррик Карпентер {1}. «Перекресток»Я хочу, чтобы в мировом образовании произошла революция. Молодым людям нужно осваивать профессиональные навыки, и последние двести лет система образования решает эту задачу. Сегодня мы можем дополнительно обучать их навыкам благополучия, тому, как чаще испытывать положительные эмоции, наполнить жизнь смыслом, улучшить отношения с окружающими и достичь большего. Навыкам благополучия следует обучать в школе каждой ступени, эта мысль получит развитие в следующих пяти главах. В этой главе я рассказываю о магистратуре по прикладной позитивной психологии, о программе и преподавателях. Глава 5 посвящена школьным урокам благополучия. В главе 6 излагается новая теория интеллекта, а в главах 7 и 8 – история сотрудничества с армией США. Наша цель – сделать так, чтобы новое поколение процветало.
Хотя мне доводилось преподавать в университете, магистратуре и старших классах, мой самый замечательный педагогический опыт – десять лет преподавания позитивной психологии. И не только мой: коллеги со всего света делятся похожими чудесными историями. Таким образом я пытаюсь подойти к разговору о том, почему традиционное обучение часто неудачно и чем выдается в этом ряду позитивная психология, то есть о программе MAPP и ее «волшебных» компонентах.
Итак, компоненты MAPP. Первый: содержание курса, которое интересно, полезно и поднимает настроение. Второе: позитивная психология меняет вашу личную и профессиональную жизнь. Третий компонент: позитивная психология – это призвание.
Первые магистранты
В феврале 2005 года после некоторых проволочек Пенсильванский университет официально утвердил новую ученую степень – магистр прикладной позитивной психологии {2}. Прием заявлений заканчивался 30 марта 2005 года. Мы искали не психологов, и не вчерашних студентов, а зрелых, преуспевающих людей, которые хотели применять позитивную психологию в своей работе. Кроме того, абитуриенты должны были соответствовать высоким академическим требованиям. Наш курс был рассчитан на руководителей (девять длинных уикэндов плюс итоговый проект) и очень недешев: более 40 000 долларов за обучение (плюс проживание, питание и авиабилеты).
Начало оказалось неожиданно успешным. Пенсильванский университет переманил из Университета Вандербильта доктора Джеймса Павелски {3}, выдающегося преподавателя религиоведения, философии и психологии. Тот в свою очередь подключил Дебби Суик {4}, только что получившую MBA. Джеймс и Дебби занялись административными вопросами. Мы с ними надеялись, что за месяц нам как-нибудь удастся привлечь одиннадцать человек (деканы неоднократно напоминали нам, что это порог рентабельности).
К нашему удивлению, было подано больше ста двадцати заявлений (за такой короткий срок, практически без рекламы, мы рассчитывали собрать в несколько раз меньше). Около шестидесяти абитуриентов соответствовали высоким требованиям Лиги плюща. Мы направили приглашения тридцати шести из них, и тридцать пять откликнулись.
Восьмого сентября в восемь утра тридцать пять человек собрались в аудитории Бенджамина Франклина в Хьюстон-холле. Среди них:
• Том Рат {5}, автор бестселлеров и высокопоставленный сотрудник корпорации Gallup.
• Шона Митчелл, финансовый аналитик из Танзании, финалист реалити-шоу Survivor.
• Энгус Скиннер из Эдинбурга, директор отделения социального обеспечения в правительстве Шотландии.
• Яков Смирнофф {6}, известный комик и художник, прямо со своего бродвейского шоу одного актера.
• Сения Маймин {7} (с которой вы знакомы по главе 1), жизнерадостная выпускница Гарварда, владелица и руководительница хедж-фонда.
• Питер Минич, нейрохирург из Канады, доктор наук.
• Хуан Умберто Янг из Цюриха (Швейцария), глава успешной консалтинговой компании.
Компоненты прикладной позитивной психологии
Интересное и практически ценное содержание