Социальный триллер Татьяны Русуберг: дети – это не игрушки
Пару месяцев назад я довольно жёстко по роману Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь», намекнув на то, что автор(ка?) решила хайпануть на теме даже не то, чтобы детского насилия и педофилии, а на тему большого человеческого страдания. У Янагихары получилось, она влезла в придуманную историю с головой и действительно нарисовала маленькую жизнь глубоко несчастного и так и не вылезшего из своего несчастья человека.
Ну, Янагихара талантливый писатель, этого не отнять у неё, снимаю как писатель перед писателем клетчатое кепи. В комментариях к рецензии мне тогда посчастливилось столкнуться с нашей, русскоязычной... нет, не Ханьей Янагихарой, но автором(кой?), которая тоже написала книгу о насилии и педофилии. Сеттинг Татьяны Русуберг, правда, перемещён в современную Европу, главный же герой – русский мальчик Денис, от лица которого и ведётся всё действие.
Оставлю в сторону тему довольно своеобразного языка и стилистики «Путешествия...» в сторону, тут определённо есть над чем работать (но это не ко мне, а к редакторам).
Сразу оговорюсь, что я всегда читал и считаю тему детского насилия в целом и траффикинга в частности важной и нужной для проговаривания в любом обществе как на Западе, так и тем более в России (и то, что она у нас до сих пор во многом табуирована – большая беда).
Меня, однако же, несколько смущает внешняя, нарративная форма подачи темы подобного рода (ок-ок, я много книг по этой теме не читал, врать не буду, и книга Русуберг – это вторая такая, прочитанная за последние года два-три). Ладно Янагихара, у неё эта тема хоть и сюжетообразующая, но, как мне показалось, всё же больше метафорическая, взятая в качестве предлога о том, чтобы поговорить о страдании отдельно взятого, чересчур ранимого душой человека.
В «Путешествии с дикими гусями» никакой бытийной медитативности нет и близко, тут всё очень жёстко и реалистично. Настолько реалистично, что прямо, без экивоков описываются сцены секса с детьми. И у меня резонно возникает вопрос – а зачем это? Ну ладно, хайп, допустим, ладно – подсвечивание важной темы. Но, блин, там же не просто детализация интимных сцен, но ещё и портрет героя вырисовывается такой, морально перевёрнутый. Этот самый Денис попадает в сексуальное рабство в возрасте 10-12 лет, то есть социальная норма в голове у него, по сути, уже сформирована. А потом, в какой-то момент, оказывается, что нет: пацана нехорошие дяди и тёти настолько совратили, что он и сам принимает, получается, их ценности (это в той сцене, где Денис хочет – САМ! – сексуально отблагодарить своего временного законного попечителя, вполне адекватного и нормального молодого парня). В общем, тут позвольте не поверить, слабо, очень слабо и спорно, да и к чему такие сюжетные навороты? Вот у Янагихары человек всю жизнь мучается, страдает, боится любого эмоционального и физического сближения с людьми, а тут парень едва выскочил из лап подонка-сутенера, так уже и сам готов это самое... Ноль эмоций, ноль мотивации – для чего эта сцена?
В этом смысле у меня возник вопрос – а что за целевая аудитория у книги? Оставим в сторону феминисток, но кто захочет читать всякого рода спорные интимные подробности, проскальзывающие в «Путешествии...» тут и там? Я, к слову, перед написанием этой рецы напрямую постучался в личку к Татьяне и задал в числе прочих вопрос и про ЦА книги, но она, к сожалению, внятно ничего не ответила.
Татьяна позиционирует свою книгу в качестве «социального триллера» – триллер тут действительно есть (и ещё какой, тут в мастерстве ей не откажешь), а вот насчёт социальности... Удивительно, что в интернетиках немало отзывов, которые просто-таки поют осанну тому, как автор(ка?) чётко и непримиримо взяла социальную тему за рога и вывернула её кровоточащей общественной язвой. Я этого, увы, не увидел, не прочувствовал, хотя сама Татьяна опять же в переписке упомянула о том, что она джомолунгмы тематических материалов переработала. Ну ок, поверю на слово.
Могу ли я порекомендовать «Путешествие с дикими гусями» Татьяны Русуберг к прочтению? Ой не знаю, не знаю. Если вы действительно интересуетесь темой, то, возможно, для галочки можно бы и почитать. Но ради удовольствия – или как тут выразиться-то правильнее? Вот прямо не знаю, промолчу, сделав угрюмый покер-фейс.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Путешествие с дикими гусями - в продаже в "Лабиринте" и "Читай-городе"!
Mistério / SuspenseЭта беда может коснуться каждого. Ежегодно в России исчезает столько людей, что они могли бы составить население небольшого города. Города пропавших. Статистика свидетельствует: находят половину из них. Живыми или мёртвыми. Остальные го...