Почему человек совершает убийство себе подобного? Наверное, впервые этот вопрос был задан, когда Каин убил Авеля. Однако самое ужасное состоит в том, что и до сего дня наука не может дать ответ на данный вопрос. Имеются лишь отдельные теории, точки зрения и гипотезы, которые в той или иной степени приближают нас к разгадке тайны. Рассмотрим эти теории, взгляды и предположения в полноте, необходимой для психологического осмысления феномена убийства и уяснения психологии убийцы.
З.Фрейд Поздний Фрейд обосновал в теории психоанализа два вида первичных позывов. Первый — инстинкт жизни, или Эрос, который включает не только непосредственное безудержное сексуальное желание — либидо, но и инстинкт самосохранения. Второй инстинкт — инстинкт смерти — Танатос, задачей которого является приводить все органически живущее к состоянию безжизненности.
Инстинкт смерти, следовательно, несет разрушения другим, либо самому индивиду, а если он связан с сексуальностью, то проявляет себя в садизме или (и) мазохизме. Человек, по З. Фрейду, одержим инстинктом смерти и разрушения. В связи с этим агрессивность человека представляет собой не реакцию на воздействие среды, а имманентный и постоянно присутствующий фактор, обусловленный самой природой.
Концепция З. Фрейда не подтверждена необходимыми эмпирическими аргументами ни им самим, ни его последователями. Вообще приведенное положение о столь разрушительном инстинкте смерти вызывало и вызывает у ученых весьма скептическое отношение, которое еще более усиливается в свете современных научных исследований.
Не приходится сомневаться, что инстинкт смерти, как и страх перед нею, действительно существуют. Однако у большинства людей они не влекут за собой катастрофических последствий. Инстинкт смерти не приводит живое в состояние безжизненности. Более того, многие наблюдения показывают, что инстинкт смерти, страх перед ней способны выступать в качестве мощного стимула самых добродетельных поступков, научного, художественного и иного творчества. Следует полагать, что и наш интерес к изучению проблемы убийства в немалой степени продиктован инстинктом смерти, потребностью его преодоления и социализации страха перед ней.
На обыденном уровне мы знаем, что отдельные люди не могут жить без постоянного проявления своей агрессивности, а поэтому ищут выход для нее. Если это не позволяют сделать имеющиеся социальные условия, то человек начинает искать подходящие возможности, например, при добровольном участии в военных действиях, в том числе путем наемничества.