Бабушка моя, Елизавета Петровна, родилась в 1910 году в деревне Сумароково Костромской области. Родителей своих помнила плохо, т.к. они умерли от холеры, когда ей не было и четырёх лет. Воспитывала её и ещё двоих детей старшая сестра Катерина, которой и самой-то было тогда всего 16 лет от роду.
В 1917 году случилась революция, бабушка помнила, как господа, владельцы деревни, спешно бежали от расправы, собрав телегу багажа. Крестьяне в деревне хоть и были «тёмными», а повадки господ знали очень хорошо, поэтому на следующий день после бегства уже обшаривали оставленный господский дом на предмет спрятанных ценностей. Вся деревня, как сговорившись, забросила дела и целый день разбирала дом по кирпичику в поисках клада. Через неделю от дома остался только фундамент, а ценностей удалось найти очень мало, так, пару потерянных кем-то колечек да несколько монет. Посему решили ломать фундамент.
И действительно, в одном из углов фундамента обнаружилась полость, вмещавшая в себя большую крынку, набитую золотом. Крынка была извлечена радостными мужиками, и толпа кладоискателей понеслась куда-то делить добычу, а оставшиеся дети и бабы шарили руками в нише, надеясь найти завалившуюся монетку.
Катерина наблюдала за всем этим возле образовавшихся на месте дома руин, кляня буржуев-господ, которые не дали ей работы в доме, куда она пришла проситься после смерти родителей. От плохих воспоминаний её отвлекли крики мальчишек, шаривших в фундаменте, они расшатали несколько кирпичей внутри ниши и нашли ещё одну маленькую нишку, пролезли туда тонкими ручонками и вытащили наружу какой-то свёрток. Размотав несколько слоёв ткани, дети обнаружили внутри книгу в чёрном переплёте, что их сильно разочаровало, т.к. книга ни для кого в деревне ценности не представляла, ведь поголовная неграмотность была историческим фактом. Книга была тут же брошена, а поиски ценностей продолжились своим чередом. Катерина, хоть и была неграмотная, а книгу подобрала и отнесла домой в надежде продать и выручить хоть какую копейку.
Через несколько месяцев в деревню пришла советская власть и первым делом прислала передвижную школу для крестьянских детей – городскую учительницу и три карандаша. Елизавета прилежно посетила с десяток уроков, выучила буквы, читала «по складам» и даже писала углём на печке своё имя-отчество. Больше на уроки ходить не пришлось, т.к. Катерина отдала её работать в няньки у большой крестьянской семьи за еду.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
77 болезней
Kinh dị77 болезней Бабушка моя, Елизавета Петровна, родилась в 1910 году в деревне Сумароково Костромской области. Родителей своих помнила плохо, т.к. они умерли от холеры, когда ей не было и четырёх лет. Воспитывала её и ещё двоих детей старшая сестра Кат...