Лай характерен для многих псовых, но частота лая - это видоспецифичная черта именно домашней собаки. Собаки лают много.
Лай - желательная черта в поведении собаки при одомашнивании, так как он приносит пользу в самых разных ситуациях.
Выделяют порядка 10 звуков, которые собаки используют при коммуникации, но большинство из этих звуков тесно связаны с ситуацией, например, визг (от боли, от страха при демонстрации подчинения).Лай собаки используют в самых разных ситуациях. Собака взлаивает от:
• Возбуждения при встрече;
• Собака приглашает к игре сородича, обращая на себя внимание;
• Испуганно, при вторжении на ее территорию (самозащита);
• И в той же ситуации - для привлечения внимания сородичей и хозяина, призывая их;
• Лают угрожающе, нападая;
• Лают за компанию с сородичами
• Лают в одиночестве от скуки (есть еще стереотипия, связанная с лаем).Представьте себе доисторические времена, десятки тысяч лет назад, какую пользу из лая собаки могли извлекать первые любители собак? :) И по сей день в местах обитания опасных хищников племена ценят лающих собак, так как те показывают местонахождение хищника, а потом они же первыми становятся его добычей (поэтому в таких местах лающие собаки не только ценятся, они еще и редкие).
Скуление - еще один звук, который собака использует в разном контексте. О нем я расскажу подробнее в следующей заметке.
Сейчас я хочу попросить вас задуматься еще вот о чем. Если лай так выгоден людям, то для кого лают собаки? Как сами собаки относятся к лаю? И (на мой взгляд) это совершеннейшая фантастика. Во внутривидовой коммуникации собаки используют НАМНОГО меньше лая, чем в общении с людьми.
И если вы вдруг не знали, то знайте о ставшем “классикой” эксперименте. В 70-х годах ХХ века новосибирские ученые Д.К.Беляев и Л.Н.Трут провели необыкновенный эксперимент и одомашнили обыкновенную лисицу. Разделили лис на группы агрессивных, трусливых и дружелюбных по отношению к человеку. От дружелюбных лис получали потомство, лисят тестировали и снова отбирали из них для разведения самых добрых. Спустя 20 лет потомки «добрых» лис изменились до неузнаваемости: у них появились новые типы окраски, хвост закрутился колечком, они стали издавать иные звуки, а кроме того у них стали рождаться щенки два раза в год, а не один, как у диких лис. Изменения, произошедшие во внешности, характере и физиологии лис, характерны для большинства домашних животных, их так и называют «признаки одомашнивания». Дружелюбие и агрессивность у животного связаны с работой гормональной системы его организма. А выделение тех или иных гормонов контролируется специальными структурами мозга, поэтому отбор на дружелюбие привел к изменению всех признаков, которые определяет гормональная система: окраска, структура шерсти, сроки полового созревания, частота наступления течки и т.д.
А еще…
У дружелюбных лис появились звуки, которые они используют только в коммуникации с людьми и не используют в общении друг с другом.Короче говоря, лай собак - это в основном для нас и нашей пользы.
Лай не аналогичен разговору между людьми, в нем нет слов, понятных собакам и непонятных нам. Все “слова” в нем достаточно простые и направлены на нас. И в определенных пределах очень сильно от нас зависят - и в хорошем, и в плохом. Наше случайное внимание легко закрепляет лай. И в то же время мы можем научить лаю в нужных нам ситуациях (в отличие от визга, воя или тяжелого дыхания).Школа прикладной этологии.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Кинология для каждого. Дрессировка и психология собаки.
Ficção AdolescenteОтрывки из книг и группы ведущих кинологов Софьи Баскиной, Оксаны Дубиной и много разных других полезных отрывков. Информация взята с сайта «Школа прикладной этологии» для удобства чтения и для большего распространения важной информации. А также с...