Сентябрь 1937-го года выдался жарким. Лето всё не хотело уступать место осени; влажная прохлада со Средиземного моря оседала где-то на склонах Монтсеррата, и поля Арагона трескались под палящим солнцем.
Но это ещё бы ничего – к засухам испанские крестьяне привычны. Но поля не только палило солнце; теперь их топтали тяжёлые сапоги, взрезали гусеницы танков, утюжили колёса бронеавтомобилей; а вместо дождя орошала сады и виноградники кровь. Восьмидесититысячная армия генерала Посаса шла на Сарагосу. Расправившись с внутренними врагами, казнив троцкиста Нина и разогнав анархистов, Республика – всё больше мутировавшая в диктатуру – собрала все силы для последнего и решительного боя.
Патриоты, вынужденные удерживать сразу несколько фронтов, не имели достаточных сил для обороны Арагона. На защиту местных селений поднимались простые крестьяне, охотники, садоводы; немногочисленные войска патриотов оборонялись яростно, но под натиском противника отступали всё дальше.
В маленькой деревушке Рока-Бланка, в кабачке старухи Амалии, собрался военный совет. За грубым дощатым столом уселись капитан Мигель Хесус Сальхари, старый одноглазый баск – до войны он тоже был капитан, только торгового судна; Андрей Ларионов, примкнувший к патриотам русский эмигрант, и Санчо Коса, местный охотник. Тут же рядом суетилась хозяйка, госпожа Амалия; а чуть поодаль, у входа, стояли солдаты Диего Сабанто и Анна Родригес.
- Итак, - говорил капитан, - похоже, нам конец. Если верны слухи о том, что республиканцы заняли перевал замка Монтерохе – мы окружены.
- Погодите паниковать, - перебил Ларионов, - возможно, всё не так плохо. Господин Коса, много ли в деревне способных сражаться?
- Немного, господин Ларионов, - вздохнул Санчо Коса, - деревня у нас маленькая. У меня да у Алонсо есть ружья; у мельника Педро – обрез. Пожалуй, могли бы пойти в бой ещё Хосе, Себастьян и, может быть, Элиса; но им придётся сражаться ножами и вилами.
- Н-да, - процедил Андрей, - скверно. Вы что предлагаете, господин капитан?
- Господи Боже! - капитан схватился за голову, - что я предлагаю? Драться и умереть. Выхода нет. Вы-то сами что можете предложить?
- Надо эвакуировать селян, - послышался голос Анны.
- Вам я не давал слова, рядовой Родригес! - хлопнул по столу Сальхари.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Горный отшельник
Fantasi1930-е. В самом разгаре Гражданская война в Испании. Деревушка Рока-Бланка оказалась на линии фронта. Все в деревне на взводе - ещё бы, вот-вот начнётся бой. Командующие обороной капитан Сальхари и русский эмигрант Ларионов считают, что им не остало...