Чернобыль - как это было: хроника трагедии 35 лет назад. Туда уже можно ездить?

3 1 2
                                    

26 апреля 1986 г. случилась одна из самых страшных аварий в истории атомной энергетики, немало способствовавшая развалу СССР. Не даром многие авторы фильмов и фантастических книг связывают уход от аварии причиной сохранения СССР. Это недоказуемо, но сама авария до сих пор вызывает массу интереса.

Предыстория и причины:
Чернобыльская АЭС им. В.И. Ленина расположена на территории Украины в 3 км от города Припять, в 18 км от города Чернобыль, в 16 км от границы с Белоруссией и в 110 км от Киева. На ней было 4 энергоблока с реакторами РБМК-1000 каждый тепловой мощностью 3200 МВт. Ещё 2 аналогичных энергоблока строили: 5-й был готов на 80%. Для 6-го успели выкопали котлован. ЧАЭС производила примерно 1/10 электроэнергии УССР.

На 25 апреля 1986 г. запланировали остановку 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС для очередного планово-предупредительного ремонта. Целью остановки было испытание режима «выбега ротора турбогенератора». Режим позволял бы использовать кинетическую энергию, запасённую во вращающемся роторе турбогенератора, для обеспечения электропитанием насосов в случае обесточивания электроснабжения собственных нужд станции. Но, данный режим не был отработан или внедрён на АЭС с РБМК. То были уже 4-е испытания режима на ЧАЭС. Все они закончились безрезультатно. Испытания должны были проводить 25 апреля 1986 г. на мощности 700-1000 МВт (тепловых), 22-31% от полной мощности.

Хроника аварии:
25 апреля, 03:47. Мощность реактора снижена до 50% (1600 МВт).

14:00. По плану отключена система аварийного охлаждения реактора. Дальнейшее снижение мощности запретил диспетчер Киевэнерго.

23:10. Запрет отменён диспетчером. Во время длительной работы реактора на мощности 1600 МВт происходило нестационарное ксеноновое отравление реактора. 25 апреля пик отравления был пройден, началось разотравление реактора. К получению разрешения на дальнейшее снижение мощности оперативный запас реактивности возрос почти до исходного значения, и продолжал возрастать. При дальнейшем снижении мощности разотравление прекратилось, и снова началось отравление. В течение примерно 2-х часов мощность реактора снизили до предусмотренного уровня (около 700 МВт тепловых), а затем, по неустановленной причине - до 500 МВт.

26 апреля, 00:28. При переходе с системы локального автоматического регулирования на автоматический регулятор общей мощности оператор не смог удержать мощность реактора на заданном уровне, и она провалилась (тепловая — до 30 МВт, нейтронная — до нуля). Персонал принял решение о восстановлении мощности реактора путём извлечения поглощающих стержней реактора), и через несколько минут добился её роста, а в дальнейшем - и стабилизации на уровне 160—200 МВт (тепловых). При этом оперативный запас реактивности непрерывно снижался из-за продолжающегося отравления. Операторы продолжили извлекать стержни ручного регулирования. После достижения 200 МВт тепловой мощности включили дополнительные главные насосы, и количество работающих насосов стало 8. По программе испытаний, 4 из них, с 2-мя дополнительно работающими питательными насосами, должны были служить нагрузкой для генератора «выбегающей» турбины во время эксперимента. Дополнительное увеличение расхода теплоносителя через реактор привело к уменьшению парообразования. Расход относительно холодной питательной воды оставался небольшим, соответствующим мощности 200 МВт, что вызвало повышение температуры теплоносителя на входе в активную зону, и она приблизилась к температуре кипения.

Вы достигли последнюю опубликованную часть.

⏰ Недавно обновлено: Apr 23, 2022 ⏰

Добавте эту историю в библиотеку и получите уведомление, когда следующия часть будет доступна!

Чернобыльская Авария На АЭСМесто, где живут истории. Откройте их для себя