Тип: Зенитно ракета система большой и средней дальности
Страна: Россия
Годы эксплуатации: 2007 - н.в.
На вооружении: Россия
Конструктор: НПО "Алмаз" им. А. А. Расплетина
Производитель: Алмаз-Антей
Годы производства: 2007 - н.в.
Выпущено всего: 34 полка/71 дивизион 560 ПУ (для армии РФ)Принята на вооружение 28 апреля 2007 года. На 2021 год «В Воздушно-космических силах более 70 % зенитных ракетных полков перевооружены на системы С-400. На очереди поставка в войска комплекса С-500, испытания которого уже успешно завершаются».
«Триумф» — наименование экспортной версии. Рыночная цена одного дивизиона (4 машины) зенитного ракетного комплекса С-400 около 500 млн долл., или более 52 млрд руб.
Радар раннего обнаружения обеспечивает дальность обнаружения до 600 км.
В состав средств управления входит ЦВК серии «Эльбрус-90микро».
Ракетами сверхбольшой дальности 40Н6Е комплекс может поражать аэродинамические цели на дальности до 400 км. ЗУР 40Н6 предназначена для борьбы с самолетами ДРЛО, РЭБ, воздушных командных пунктов, стратегических бомбардировщиков, гиперзвуковых крылатых и баллистических ракет. Оснащение ракеты новой головкой самонаведения позволяет вести обстрел и поражение целей, находящихся за пределами видимости наземных локаторов. Новая ЗУР разработана МКБ «Факел», серийное производство развернуто на ММЗ «Авангард».
Ракеты могут поражать низколетящие цели на высоте от 5 м (для сравнения: американский комплекс «Пэтриот» способен поражать цели только на высоте не менее 60 м) . Возможно использование нескольких типов ракет, обладающих различной стартовой массой и дальностью пуска, что позволяет создавать эшелонированную оборону.
По мнению Stratfor, автономные С-400 нанесут серьёзный ущерб лишь ограниченному налёту, а против полномасштабного налёта они эффективны только в составе широкой интегрированной системы ПВО.
По мнению западных аналитиков, С-400, наряду с такими системами, как ОТРК «Искандер» и береговыми противокорабельными комплексами класса «Бастион», играет ключевую роль в новой концепции ВС России, известной на Западе как «Зона запрета доступа» (Anti-Access/Area Denial, A2/AD)], которая заключается в том, что войска НАТО не могут находиться и передвигаться в радиусе действия систем запретной зоны A2/AD без риска нанесения им неприемлемого ущерба.
Головной разработчик — НПО «Алмаз» им. академика А. А. Расплетина. Генеральный конструктор — Александр Леманский.
Дальнейшим развитием ЗРС С-400 стало создание ЗРС С-500 «Прометей», которые начали поступать в Вооруженные силы России в сентябре 2021 года. Мобильная ЗРС С-500 «Прометей» создается для уничтожения ракет и космических аппаратов на околоземных орбитах, может ликвидировать цели, летящие на гиперзвуке. С-500 может пользоваться информацией, полученной от станций предупреждения о ракетном нападении (СПРН), работать как в единой системе противовоздушной обороны, взаимодействуя с С-400 и С-300, так и автономно. Радар-обнаружитель «Енисей» по мощности заметно превосходит РЛС обычных С-400 и способен обнаруживать цели в ближнем космосе на дальности до 2 тыс. км.
12—13 июля 2007 года на полигоне «Капустин Яр» проводились стрельбы по мишеням. Первая цель сбита на скорости 2800 км/ч, вторая ракета-мишень «Кабан» была обнаружена, а затем сбита на высоте 16 км.
18 февраля 2011 года в ходе проверки новой техники приняли участие два дивизиона ЗРС С-400 210-го зенитно-ракетного полка, сбита цель на скорости 550 м/с.
28 июня 2012 года командующий войсками ПВО-ПРО войск воздушно-космической обороны РФ генерал-майор Андрей Дёмин сообщил, что новая дальняя ракета для зенитных ракетных систем С-400 уже прошла испытания и в скором времени она поступит в войска.
В августе 2013 года испытания ЗРС С-400 впервые были проведены в рамках тактического учения.
Основные характеристики
Скорость цели максимальная: 4.8км/с
Дальность обнаружения: 600км
Готовность, минут: 0,6 из режима ожидания/развёрнутый на местности - 3
Часов непрерывной работы: 10000Срок службы
Компонентов: 20 лет мин.
Ракет: 15 лет
Самостоятельное движение по дорогам (60 км/ч), бездорожью (до 25 км/ч)С-400 на репетиции парада победы в Алабино