XIX. А.С.ПУШКИН , КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА. АНАЛИЗ

1.5K 5 1
                                    

По значительности поставленной темы, широте охвата действительности, художественному совершенству истори­ческая повесть «Капитанская дочка» является шедевром, вершинным достижением Пушкина-реалиста. Это послед­нее из крупных его произведений, законченное им за три с небольшим месяца до смерти.

«Капитанская дочка» посвящена разработке исключи­тельно важной для этого времени темы - крестьянского восстания, крестьянской войны.

Изучение истории восстания Пугачева дало возмож­ность Пушкину точно и правдиво рассказать о тех событи­ях, которые он изображает в повести.

Андрей Петрович Гринев отрицательно относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? - говорит Андрей Петрович своей жене. - Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», то есть шалопай, бездельник, пустой человек.

Гринев-отец не лишен отрицательных черт, присущих ему как представителю своего времени. Вспомним его суровое обращение с любящей и безропотной женой, ма­терью Петруши, его крутую расправу с французом-учите­лем и в особенности возмутительно грубый тон его письма к Савельичу: «Стыдно тебе, старый пес... Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти...» В этом эпизоде перед нами - типичный дворянин-крепостник.

Но у Гринева-отца есть и положительные качества: честность, прямолинейность, сила характера. Эти черты и вызывают невольную и естественную симпатию читателя к этому суровому, строгому к себе и другим человеку.

Характер молодого шестнадцатилетнего юноши Петра Андреевича Гринева замечательно показан Пушкиным в его движении, развитии под влиянием тех жизненных условий, в которые он поставлен.

Поначалу Петруша - беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельник-недоросль, почти как фонвизинский Митрофанушка, мечтающий о легкой, испол­ненной всяческих удовольствий жизни столичного гвар­дейского офицера.

В Петруше Гриневе как бы соединились доброе, лю­бящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелос­тью - качествами, которые присущи его отцу. Гринев-отец укрепил эти качества в своем твердом напутствии: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

ЕГЭ литератураМесто, где живут истории. Откройте их для себя