"Туча"

1.5K 11 1
                                    

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.


Стихотворение пейзажной лирики А. С. Пушкина "Туча" (1835), традиционно включаемое в цикл стихотворений о природе. Оно подкупает своей непритязательной искренностью и содержательной глубиной, поражает исключительным художественным совершенством, представляет интерес как художественное произведение, раскрывающее многогранность пушкинской музы, и его настроения, размышления поэта за два года до смерти.

Но есть в этой пейзажной миниатюре нечто особенное, отличающее его от подобных произведений. Во-первых, эпитеты обозначают не цвет (а именно к этому мы привыкли в стихотворениях о природе) - внутреннее состояние унылая тень, ликующий день, успокоенные небеса, алчная земля. Во-вторых, одушевленность тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом характере стихотворения, но и в наличии олицетворений ты печалишь, ветер тебя гонит, ты поила землю.. . В-третьих, неожиданная сочетаемость лексико-семантических слов ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром наполняет их новым содержанием.

Стихотворение "Туча" написано трехсложным размером стиха. Трехсложный размер позволяет ввести в пейзажную миниатюру элемент философского размышления о жизни.

Стихи Александра Сергеевича ПушкинаМесто, где живут истории. Откройте их для себя