1903

55 1 0
                                    

На Тро­ицу, сра­зу пос­ле по­лови­ны пя­того, на­чинал­ся фи­нал.

Мы, лей­пциг­ские, еха­ли ноч­ным по­ез­дом: на­ша ко­ман­да, три за­пас­ных иг­ро­ка, тре­нер и два гос­по­дина из Прав­ле­ния клу­ба. Ну, нас­чет спаль­но­го ва­гона... Яс­ное де­ло, что все мы, да­же и я, еха­ли треть­им клас­сом, мы и во­об­ще-то с тру­дом нас­креб­ли де­нег для по­ез­дки. Впро­чем, на­ши ре­бята без­ро­пот­но рас­тя­нулись на жес­тких пол­ках, и поч­ти до Уль­це­на я мог нас­лаждать­ся хра­повым кон­цертом.

По­это­му в Аль­то­ну мы яви­лись хоть и здо­рово из­мо­чален­ные, но впол­не бод­рые ду­хом. Как и при­нято, нас встре­тило бо­лее чем стан­дар­тное по­ле для тре­ниро­вок, че­рез ко­торое да­же ве­ла усы­пан­ная гра­ви­ем до­рож­ка. Ни­какие на­ши про­тес­ты не во­зыме­ли дей­ствия. Гос­по­дин Вер, бес­пристрас­тный пред­ста­витель фут­боль­но­го клу­ба «Аль­то­на-93» уже ус­пел ог­ра­дить хо­тя и пес­ча­ное, но в ос­таль­ном бе­зуп­речно ров­ное по­ле ка­натом, а ска­мей­ку за­пас­ных, рав­но как и цен­траль­ную ли­нию по­ля, собс­твен­но­руч­но раз­ме­тил опил­ка­ми.

За то об­сто­ятель­ство, что на­шим про­тив­ни­ком до­велось стать ре­бятам из Пра­ги, пра­жане дол­жны поб­ла­года­рить гос­под скле­роти­ков из Прав­ле­ния ФК Карл­сруэ, ко­торые ку­пились на гнус­ный финт, по­вери­ли в лжи­вую те­лег­рамму, а по­тому и не при­были со сво­ей ко­ман­дой на ква­лифи­кацию в Сак­со­нию. Вот по­чему Не­мец­кий фут­боль­ный со­юз не дол­го ду­мая от­пра­вил на фи­наль­ную встре­чу фут­боль­ный клуб «Пра­га». Впро­чем, это бы­ла пер­вая иг­ра здесь, да еще при от­личной по­годе, так что гос­по­дин Вер мог соб­рать в свою жес­тя­ную по­суди­ну круг­лень­кую сум­му при­мер­но с двух ты­сяч зри­телей. Но что­бы пок­рыть все рас­хо­ды, пя­тисот ма­рок без ма­лого все же не хва­тило.

Пер­вый про­кол в са­мом на­чале: как раз пе­ред свис­тком ку­да-то зап­ро­пас­тился мяч. Пра­жане тут же за­яви­ли про­тест, хо­тя зри­тели боль­ше сме­ялись, чем ру­гались. Столь же бур­ное ли­кова­ние под­ня­лось и ког­да ко­жаный ша­рик на­конец-то за­нял свое мес­то в цен­траль­ном кру­ге, а наш про­тив­ник, имея за спи­ной ве­тер и сол­нце, пред­при­нял пер­вую ата­ку. Вско­ре они по­яви­лись пе­ред на­шими во­рота­ми, от­да­ли пе­реда­чу на ле­вый угол штраф­ной, и лишь с боль­шим тру­дом Рай­дт, наш дол­го­вязый вра­тарь, су­мел спас­ти Лей­пциг от быс­тро­го го­ла. Мы пред­при­няли кон­тра­таку, но пра­вые па­сы ока­зались слиш­ком рез­ки­ми. По­том пра­жанам уда­лось сде­лать гол из тол­кучки в штраф­ной пло­щад­ке, и от­кви­тать мы его су­мели лишь пе­ред са­мым пе­реры­вом пос­ле се­рии упор­ней­ших атак на во­рота Пра­ги, у ко­торой в ли­це Пи­ка был впол­не на­деж­ный вра­тарь.

А уж пос­ле сме­ны во­рот нас во­об­ще бы­ло не­воз­можно удер­жать. Ме­нее чем за пять ми­нут Ста­ни и Ри­зо уда­лось триж­ды пос­лать мяч в сет­ку, пос­ле то­го как Фрид­рих до­был нам вто­рой гол, а до это­го уве­личил счет Ста­ни, за­бив пер­вый. Пра­жане, прав­да, пос­ле то­го, как на­ша сто­рона рас­сла­билась, за­били еще один гол, но - как уже бы­ло ска­зано - по­езд ушел, и ли­кова­ние не зна­ло пре­дела. Да­же ак­тивный по­луза­щит­ник Ро­бичек, ко­торый, к сло­ву ска­зать, гру­бо на­рушил пра­вила про­тив Ста­ни, не мог удер­жать на­ших ре­бят. Пос­ле то­го, как гос­по­дин Вер сде­лал за­меча­ние неб­ла­город­но­му Ро­би, Ри­зо не­задол­го пе­ред фи­наль­ным свис­тком за­бил седь­мой мяч.

Пра­жане, ко­торых рань­ше так хва­лили, очень нас ра­зоча­рова­ли, осо­бен­но их на­пада­ющие. Слиш­ком мно­го пе­редач на­зад, слиш­ком ле­ниво - в штраф­ной пло­щад­ке. Поз­днее все го­вори­ли, что ге­ро­ями дня бы­ли Ста­ни и Ри­зо. Но это неп­равда. Вся ко­ман­да сра­жалась как один че­ловек, хо­тя Бру­но Ста­нишев­ский, ко­торый у нас на­зывал­ся Ста­ни, уже тог­да дал нам по­нять, что с хо­дом вре­мени сде­ла­ют фут­бо­лис­ты поль­ско­го про­ис­хожде­ния для не­мец­ко­го фут­бо­ла. Пос­коль­ку я еще дол­го ос­та­вал­ся ак­тивным чле­ном на­шего прав­ле­ния, в пос­ледние го­ды от­ве­чал за кас­су, не­ред­ко при­сутс­тво­вал при иг­рах на вы­ез­де, зас­тал еще Фри­ца Ще­пана и его зя­тя Эрн­ста Ку­цор­ру, сле­дова­тель­но, ви­дел в иг­ре Шаль­ке­ра Крей­зе­ля и наб­лю­дал его ве­личай­шие три­ум­фы, мо­гу спо­кой­но ска­зать: на­чиная с аль­тон­ской встре­чи, не­мец­кий фут­бол шел вверх и толь­ко вверх, при­чем не в пос­леднюю оче­редь бла­года­ря той ра­дос­ти, с ко­торой иг­ра­ли оне­мечен­ные по­ляки, той Уг­ро­зе, ко­торую они сос­тавля­ли для лю­бых во­рот. Но вер­немся в Аль­то­ну: хо­рошая по­лучи­лась иг­ра, хо­тя и не очень ве­ликая. Но уже в те вре­мена, ког­да УИM Лей­пциг впол­не од­нознач­но и бес­спор­но чис­лился чем­пи­оном Гер­ма­нии, не один жур­на­лист пы­тал­ся ра­зог­реть свой суп­чик в кух­не ле­генд. Во вся­ком слу­чае, тот слух, что пра­жане про­вели всю пре­дыду­щую ночь в объ­яти­ях жен­щин на Санкт-Па­ули Репер­бан и по этой при­чине, осо­бен­но во вто­ром тай­ме, так сла­бо ата­кова­ли, ока­зал­ся имен­но слу­хом. Собс­твен­ной ру­кой бес­пристрас­тный гос­по­дин Бер на­писал мне сле­ду­ющее: «По­беди­ли силь­ней­шие!»

Гюнтер Грасс 'Мое столетие'Место, где живут истории. Откройте их для себя