в богатстве и бедносте,в горе и радости...(часть1)

34 1 0
                                    


І

- Сегодня, десятого сентября две тысячи пятнадцатого года в законный брак вступают граждане России: Червонцев Анатолий Николаевич и Елесина Мария Владимировна. Исполняя высокий долг представителя российского государства, я должна спросить вас, является ли ваше решение вступить в брак взаимным, искренним и свободным. Прошу ответить вас, жених.
- Да. - И, повернувшись к Марии, настойчиво, с какой-то горячностью даже: - Я тебе буду верен. Буду всегда честен с тобою.
- Невеста?
- Да. - И, с улыбкой коснувшись руки Анатолия: - Я всё для тебя сделаю; что бы ни было, я постараюсь понять тебя.
- В знак вашего согласия прошу поставить подписи...
Все мужчины скрывают чувства, подумала с лёгкой улыбкой Мария, когда жених пододвинул ей стул. Женщинам часто приходится им уступать, думала она, быстро подписывая документ. Зря Анатолий противился - Мария, глядя на него, подавила смешок. Настаивал, что долгая процедура ни к чему, а теперь сам вошёл во вкус - внимательно, не торопясь, читает бумагу, прежде чем поставить подпись.
Анатолий был вдовец, потому и отказался от пышной свадьбы. Всего два года назад он похоронил жену. Не нужно мишуры, сказал он Марии. Это им не по статусу. Не по возрасту. Да и не по средствам, чего там скрывать. Люди будут коситься, сказал Анатолий. Мария ощутила неприятный укол - оказывается, будущий муж не всем готов поступиться ради их любви - но благоразумно решила промолчать. Она даже не заикнулась о другой своей идее - венчании в церкви - это Анатолию уж совсем не понравилось бы. Жаль... Сама церемония очень красива, особенно клятва: «В богатстве и бедности, в горе и радости, пока смерть не разлучит нас...». Мария придавала этим словам сакральное значение: не кто-нибудь, а именно она признаётся истинной перед Богом супругой Анатолия, и она же будет вместе с ним на небесах... если эти небеса существуют.
В последние годы Мария начала ходить в церковь - так делали многие её знакомые, особенно те, кто вместе с нею занимался благотворительностью. Посещали службы, жертвовали на храм, даже соблюдали посты. Мария затруднялась сказать, чего она ищет в церкви - тем, кто верил глубоко, она в разговоре просто поддакивала, а всем прочим доверительно признавалась: «Что-то там есть».
- Прошу вас обменяться обручальными кольцами.
На этом церемония заканчивалась - никаких поздравлений, никакого первого танца супругов. Марии нравилось, конечно, что они с Анатолием только вдвоём - это придавало всему действу оттенок авантюрной романтики - но она чувствовала себя и немного отверженной, будто вступала в брак наперекор обществу.
Отчасти так оно и было - Олег, сын Риты и Анатолия, на свадьбу приехать отказался. Он любил мать и новую любовь отца воспринял сдержанно. Нет, никаких скандалов не последовало; их никогда и не было в этой семье, где все мужчины по традиции выбирали военную карьеру. Олег только выразил неодобрение, но Мария от этого ужасно расстроилась. Она чуть не плакала, узнав, что пасынка на свадьбе не будет. Да кто он такой, этот мальчишка! Почему он решил, что вправе судить отца? Да, Рита умерла, её не вернёшь, но жизнь ведь продолжается! Новая жизнь, новая любовь... Анатолий имеет право на счастье и она, Мария - тоже.
Новая любовь, подумать только! Никакая она, Мария, не новая любовь, а вполне себе давняя - они с Анатолием были знакомы с детства, вместе учились в школе. В юности между ними возникло чувство, но перерасти во что-то большее ему не дали - так сложилась жизнь. Анатолий поступил в военное училище здесь, в городе, а Мария подала документы в столичный вуз. Благодаря связям отца, она поступила, но на третьем курсе вышла замуж и бросила учёбу.
После развода она не раз корила себя за это - кто бы мог подумать, что бывший муж оставит её практически ни с чем! Квартирка на окраине да небольшой счёт в банке - этого хватало на безбедную жизнь, но не более того. Хотя, признавалась себе Мария, особыми талантами она никогда не блистала. Всё, что было у неё - так это приятная внешность, хорошие манеры, врождённое чувство такта и способность понимать людей. Тот уровень жизни, к которому она привыкла, Мария могла обеспечить себе только одним способом - стать хорошей женой обеспеченному человеку.
Что ж, по крайней мере, однажды ей это удалось.
Но, одёргивала себя Мария, самое ценное в её браке - это не деньги и не квартира. Главное её сокровище - дочь, Машенька. Все говорят, что она точная копия матери: такая же светлокожая, кареглазая, хрупкая блондинка, добрая и понимающая по характеру, но не размазня. Она никогда не осуждала мать; во время развода была полностью на её стороне и очень обрадовалась, узнав о романе Марии и Анатолия. Машенька очень хотела приехать на свадьбу, но не смогла - Любочке всего полтора месяца, разве можно на целый день доверить её няне? И с собой везти нельзя.
Да, с дочерью Марии повезло и с зятем тоже - порядочный, щедрый человек - а вот падчерица, Люся, всегда её огорчала. Она, пожалуй, ничуть не лучше Олега. Всегда говорила о мачехе, что та своего не упустит - сначала отца обобрала, командовала им всю жизнь, и ею, Люсей, пыталась командовать, да только не вышло; теперь вот охомутала вдовца, будет при новом муже - у того и квартира, и дача, военная пенсия большая, а он ещё цветы выращивает на продажу и в вузе преподаёт... Совсем совести нет... Она бы ещё на другой день после похорон к нему в дом припёрлась со всеми своими тряпками, втируша бесстыжая...
- В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации ваш брак зарегистрирован. Объявляю вас мужем и женой.
Анатолий подал руку Марии и взглянул на часы: надо было успеть на электричку, но ещё раньше - заехать переодеться и кое-кого навестить.

сборник СИНН2Место, где живут истории. Откройте их для себя