Часть 1

2K 3 0
                                    

Задания 8. Сходство человека с животными и отличие от них
1. За­да­ние 8 № 40. К древ­ней­шим людям учёные от­но­сят
 
1) ав­стра­ло­пи­те­ка
2) не­ан­дер­таль­ца
3) пи­те­кан­тро­па
4) кро­ма­ньон­ца
По­яс­не­ние.
Древ­ней­шие люди Homo erectus (че­ло­век пря­мо­хо­дя­щий) — пи­те­кан­тро­пы, си­нан­тро­пы, гей­дель­берг­ский че­ло­век и дру­гие формы.
 
Ответ: 3.
2. За­да­ние 8 № 168. Какой при­знак, свой­ствен­ный че­ло­ве­ку, яв­ля­ет­ся при­зна­ком жи­вот­ных типа Хор­до­вые?
 
1) нерв­ная си­сте­ма уз­ло­во­го типа
2) жа­бер­ные щели в стен­ке глот­ки за­ро­ды­ша
3) лёгкие, со­сто­я­щие из аль­ве­ол
4) во­ло­ся­ной по­кров
По­яс­не­ние.
При­знак Хор­до­вых: глот­ка про­ни­зан­ная жа­бер­ны­ми ще­ля­ми. У че­ло­ве­ка толь­ко на эм­бри­о­наль­ной ста­дии раз­ви­тия:
ва­ри­ант 3) — при­знак клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие;
ва­ри­ант 4) — при­знак от­ря­да При­ма­ты.
 
Ответ: 2.
 
Ва­ри­ант 1 не яв­ля­ет­ся при­зна­ком че­ло­ве­ка. 1) нерв­ная си­сте­ма уз­ло­во­го типа - Тип Коль­ча­тые черви и тип Чле­ни­сто­но­гие.
3. За­да­ние 8 № 200. Спло­че­нию чле­нов кол­лек­ти­ва пер­во­быт­ных людей, об­ще­нию при по­мо­щи звуков, а затем и слов спо­соб­ство­ва­ло(-а)
 
1) по­сто­ян­ная ми­гра­ция
2) упо­треб­ле­ние мясной пищи
3) тру­до­вая де­я­тель­ность
4) пря­мо­хож­де­ние
По­яс­не­ние.
Пер­во­при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния языка по­слу­жил об­ще­ствен­но-тру­до­вой процесс.
При­ме­ча­ние.
Био­ло­ги­че­ские и ос­нов­ные со­ци­аль­ные фак­то­ры — ос­нов­ные фак­то­ры ан­тро­по­ге­не­за.
Био­ло­ги­че­ские фак­то­ры: из­мен­чи­вость, борьба за су­ще­ство­ва­ние, есте­ствен­ный отбор и т. п.
Ос­нов­ные со­ци­аль­ные фак­то­ры: труд и кол­лек­тив­ная де­я­тель­ность (об­ще­ствен­ный образ жизни, ис­поль­зо­ва­ние орудия труда), мыш­ле­ние, ис­поль­зо­ва­ние огня, раз­ви­тие речи.
 
Ответ: 3.
4. За­да­ние 8 № 232. Какое из­ме­не­ние в стро­е­нии стопы по­яви­лось у че­ло­ве­ка в связи с пря­мо­хож­де­ни­ем?
 
1) Срослись кости пред­плюс­ны.
2) Сфор­ми­ро­ва­лись своды.
3) В боль­шом паль­це по­яви­лись две фа­лан­ги.
4) Боль­шой палец при­обрёл по­движ­ность.
По­яс­не­ние.
Свод­ча­тая форма стопы че­ло­ве­ка сфор­ми­ро­ва­лась как при­спо­соб­ле­ние к пря­мо­хож­де­нию, свод­ча­тая стопа при ходьбе, беге, прыжках пру­жи­нит, смяг­ча­ет толчки.
 
Ответ: 2.
5. За­да­ние 8 № 264. Как на­зы­ва­ют се­мей­ство, в ко­то­рое по­ми­мо че­ло­ве­ка вклю­че­ны че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны?
 
1) иг­рун­ко­вые
2) го­мини­ды
3) сум­ча­тые
4) ле­му­ро­вые
По­яс­не­ние.
Гом­ни­ды (Hominidae) — самое вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ное се­мей­ство че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян. Вклю­ча­ет со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка и его пред­ше­ствен­ни­ков: па­лео­ан­тро­пов и ар­хан­тро­пов.
 
Ответ: 2.
6. За­да­ние 8 № 296. Какой признак класса Мле­ко­пи­та­ю­щие свойствен че­ло­ве­ку?
 
1) диа­фраг­ма
2) лёгоч­ное ды­ха­ние
3) го­лов­ной и спин­ной мозг
4) за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма
По­яс­не­ние.
Диа­фраг­ма яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ным ана­то­ми­че­ским при­зна­ком мле­ко­пи­та­ю­щих. Иг­ра­ет важ­ную роль в про­цес­се ды­ха­ния.
Лёгоч­ное ды­ха­ние, при­знак мно­гих клас­сов на­чи­ная с Зем­но­вод­ных; го­лов­ной и спин­ной мозг — при­знак мно­гих клас­сов на­чи­ная с Рыб. За­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма есть и у Коль­ча­тых чер­вей.
 
Ответ: 1.
7. За­да­ние 8 № 328. Какой признак от­ли­ча­ет Че­ло­ве­ка ра­зум­но­го от жи­вот­ных?
 
1) раз­ви­тие пе­ри­фе­ри­че­ской нерв­ной си­сте­мы
2) фор­ми­ро­ва­ние трёх за­ро­ды­ше­вых лист­ков в пе­ри­од эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия
3) на­ли­чие двух кругов кро­во­об­ра­ще­ния
4) раз­ви­тие S-об­раз­ной формы по­зво­ноч­ни­ка
По­яс­не­ние.
Если смот­реть сбоку, то в нор­маль­ном со­сто­я­нии по­зво­ноч­ный столб имеет S-об­раз­ную форму. Такая форма обес­пе­чи­ва­ет по­зво­ноч­ни­ку до­пол­ни­тель­ную амор­ти­зи­ру­ю­щую функ­цию. Фи­зио­ло­ги­че­ские из­ги­бы тела со­зда­ют по­зво­ноч­ни­ку до­пол­ни­тель­ную упру­гость и по­мо­га­ют смягчать на­груз­ку на по­зво­ноч­ный столб.
 
Ответ: 4.
8. За­да­ние 8 № 360. Под каким но­ме­ром изоб­ра­же­на часть света, в ко­то­рой были най­де­ны остан­ки ав­стра­ло­пи­те­ков?
 
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
По­яс­не­ние.
Ав­стра­ло­пи­тек афар­ский по­лу­чил своё имя по на­ход­кам в так на­зы­ва­е­мом Се­вер­ном Афар­ском тре­уголь­ни­ке в Эфи­о­пии. Но остан­ки ав­стра­ло­пи­те­ка афар­ско­го были также об­на­ру­же­ны в Омо (Эфи­о­пия), Ла­это­ли (Тан­за­ния), Кении. Он также оби­тал в Га­да­ре, Сред­нем Аваше, Ба­рин­го.
 
Ответ: 1.
9. За­да­ние 8 № 392. На каком этапе эво­лю­ции че­ло­ве­ка воз­ник­ла на­скаль­ная жи­во­пись?
 
1) пи­те­кан­тро­пов
2) кро­ма­ньон­цев
3) не­ан­дер­таль­цев
4) ав­стра­ло­пи­те­ков
По­яс­не­ние.
Под­лин­ное воз­ник­но­ве­ние ис­кус­ства ан­тро­по­ло­ги свя­зы­ва­ют с по­яв­ле­ни­ем homo sapiens, ко­то­ро­го иначе име­ну­ют кро­ма­ньон­ским че­ло­ве­ком. Спе­ци­а­ли­сты по­ла­га­ют, что жанры пер­во­быт­но­го ис­кус­ства воз­ни­ка­ли при­мер­но в такой по­сле­до­ва­тель­но­сти: ка­мен­ная скульп­ту­ра; на­скаль­ная жи­во­пись; гли­ня­ная по­су­да.
Пер­вые про­из­ве­де­ния пер­во­быт­но­го изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства от­но­сят­ся к Ори­ньяк­ской куль­ту­ре (позд­ний па­лео­лит), на­зван­ной по пе­ще­ре Ори­ньяк (Фран­ция), рас­цвет пе­щер­ной рос­пи­си на­сту­пил при­мер­но 10−15 тыс. лет тому назад.
 
Ответ: 2.
10. За­да­ние 8 № 424. Сход­ство стро­е­ния боль­шин­ства си­стем ор­га­нов у мле­ко­пи­та­ю­щих жи­вот­ных и че­ло­ве­ка служит до­ка­за­тель­ством их
 
1) род­ства
2) жизни в оди­на­ко­вых усло­ви­ях
3) про­ис­хож­де­ния от зем­но­вод­ных
4) воз­ник­но­ве­ния в одно и то же ис­то­ри­че­ское время
По­яс­не­ние.
Срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские до­ка­за­тель­ства про­ис­хож­де­ния че­ло­ве­ка от жи­вот­ных.
 
Ответ: 1.
11. За­да­ние 8 № 456. Какой при­знак ха­рак­те­рен для вида Че­ло­век ра­зум­ный?
 
1) на­ли­чие ног­тей
2) раз­ви­тый ствол го­лов­но­го мозга
3) хо­ро­шо раз­ви­тый под­бо­ро­док
4) объёмное зре­ние
По­яс­не­ние.
Одной из наи­бо­лее ти­пич­ных черт че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся раз­ви­тие у него под­бо­ро­доч­но­го вы­сту­па — вы­да­ю­ще­го­ся вперёд ва­ли­ка, иду­ще­го вдоль ниж­не­го края ниж­не­че­люст­ной кости и не­из­вест­но­го ни у одной из обе­зьян.
 
Ответ: 3.
12. За­да­ние 8 № 488. К ру­ди­мен­там че­ло­ве­ка от­но­сят
 
1) раз­ви­тие хво­сто­во­го от­де­ла
2) раз­ви­тие гу­сто­го шерст­но­го по­кро­ва
3) око­ло­уш­ные мышцы
4) мно­го­сос­ко­вость
По­яс­не­ние.
Ру­ди­мен­тар­ные ор­га­ны, ру­ди­мен­ты — ор­га­ны, утра­тив­шие своё ос­нов­ное зна­че­ние в про­цес­се эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия ор­га­низ­ма. Око­ло­уш­ные мышцы — ру­ди­мент.
Раз­ви­тый хво­сто­вой отдел, раз­ви­тие гу­сто­го шерст­но­го по­кро­ва, мно­го­сос­ко­вость — ата­виз­мы.
 
Ответ: 3.
13. За­да­ние 8 № 520. Какой фак­тор эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят к со­ци­аль­ным?
 
1) есте­ствен­ный отбор
2) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние
3) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость
4) тру­до­вая де­я­тель­ность
По­яс­не­ние.
Есть два ос­нов­ных типа фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за.
Био­ло­ги­че­ские фак­то­ры: из­мен­чи­вость, на­след­ствен­ность, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние, есте­ствен­ный отбор и т. п.
Ос­нов­ные со­ци­аль­ные фак­то­ры: труд и кол­лек­тив­ная де­я­тель­ность (об­ще­ствен­ный образ жизни, ис­поль­зо­ва­ние ору­дия труда), мыш­ле­ние, ис­поль­зо­ва­ние огня, раз­ви­тие речи.
 
Ответ: 4.
14. За­да­ние 8 № 552. Какой фак­тор эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят к со­ци­аль­ным?
 
1) ис­поль­зо­ва­ние ору­дий труда
2) есте­ствен­ный отбор
3) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость
4) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние
По­яс­не­ние.
Есть два ос­нов­ных типа фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за.
Био­ло­ги­че­ские фак­то­ры: из­мен­чи­вость, на­след­ствен­ность, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние, есте­ствен­ный отбор и т. п.
Ос­нов­ные со­ци­аль­ные фак­то­ры: труд и кол­лек­тив­ная де­я­тель­ность (об­ще­ствен­ный образ жизни, ис­поль­зо­ва­ние ору­дия труда), мыш­ле­ние, ис­поль­зо­ва­ние огня, раз­ви­тие речи.
 
Ответ: 1.
15. За­да­ние 8 № 584. Какой фак­тор эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят к со­ци­аль­ным?
 
1) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость
2) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние
3) есте­ствен­ный отбор
4) раз­ви­тие вто­рой сиг­наль­ной си­сте­мы
По­яс­не­ние.
Есть два ос­нов­ных типа фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за.
Био­ло­ги­че­ские фак­то­ры: из­мен­чи­вость, на­след­ствен­ность, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние, есте­ствен­ный отбор и т. п.
Ос­нов­ные со­ци­аль­ные фак­то­ры: труд и кол­лек­тив­ная де­я­тель­ность (об­ще­ствен­ный образ жизни, ис­поль­зо­ва­ние ору­дия труда), мыш­ле­ние, ис­поль­зо­ва­ние огня, раз­ви­тие речи.
 
Ответ: 4.
16. За­да­ние 8 № 616. Какой фак­тор эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят к со­ци­аль­ным?
 
1) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость
2) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние
3) есте­ствен­ный отбор
4) раз­ви­тие речи
По­яс­не­ние.
Есть два ос­нов­ных типа фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за.
Био­ло­ги­че­ские фак­то­ры: из­мен­чи­вость, на­след­ствен­ность, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние, есте­ствен­ный отбор и т. п.
Ос­нов­ные со­ци­аль­ные фак­то­ры: труд и кол­лек­тив­ная де­я­тель­ность (об­ще­ствен­ный образ жизни, ис­поль­зо­ва­ние ору­дия труда), мыш­ле­ние, ис­поль­зо­ва­ние огня, раз­ви­тие речи.
 
Ответ: 4.
17. За­да­ние 8 № 712. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ока­за­ло наи­боль­шее вли­я­ние на раз­ви­тие мыш­ле­ния пред­ков че­ло­ве­ка?
 
1) пря­мо­хож­де­ние
2) жизнь в груп­пах
3) ре­гу­ляр­ная тру­до­вая де­я­тель­ность
4) пе­ре­ход от дре­вес­но­го к на­зем­но­му об­ра­зу жизни
По­яс­не­ние.
Фун­да­мен­таль­ное от­ли­чие че­ло­ве­ка от жи­вот­ных — спо­соб­ность к труду, ко­то­рый в свою оче­редь влиял на со­вер­шен­ство­ва­ние руки и на раз­ви­тие выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти, пре­жде всего спо­соб­но­сти к обу­че­нию.
 
Ответ: 3.
18. За­да­ние 8 № 744. Из со­вре­мен­ных че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян че­ло­век имеет наи­боль­шее род­ство с
 
1) гиб­бо­ном
2) шим­пан­зе
3) го­рил­лой
4) оран­гу­та­ном
По­яс­не­ние.
Шим­пан­зе счи­та­ют­ся са­мы­ми близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми че­ло­ве­ка. Ис­хо­дя из но­вей­ших ис­сле­до­ва­ний, их ге­не­ти­че­ская база сов­па­да­ет с че­ло­ве­че­ской на 98,7 %. Это поз­во­ля­ет пред­по­ла­гать, что эво­лю­ци­он­ные пути че­ло­ве­ка и шим­пан­зе разо­шлись всего шесть мил­ли­о­нов лет назад.
 
Ответ: 2.
19. За­да­ние 8 № 776. От­ли­чия че­ло­ве­ка от че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян, свя­зан­ные с его тру­до­вой де­я­тель­но­стью, про­яв­ля­ют­ся в стро­е­нии
 
1) S-об­раз­но­го по­зво­ноч­ни­ка
2) свод­ча­той стопы
3) гор­та­ни
4) кисти
По­яс­не­ние.
В связи с при­спо­соб­ле­ни­ем верх­них ко­неч­но­стей к тру­до­вым опе­ра­ци­ям их му­ску­ла­ту­ра функ­ци­о­наль­но более раз­ви­та. По­движ­ная кисть че­ло­ве­ка при­об­ре­та­ет осо­бое зна­че­ние для тру­до­вых функ­ций. Боль­шая роль в этом при­над­ле­жит пер­во­му паль­цу кисти бла­го­да­ря его боль­шой по­движ­но­сти и спо­соб­но­сти про­ти­во­по­став­лять­ся осталь­ным паль­цам. Функ­ции пер­во­го паль­ца на­столь­ко ве­ли­ки, что при его ут­рате кисть почти те­ря­ет спо­соб­ность за­хва­ты­вать и удер­жи­вать пред­меты.
 
Ответ: 4.
20. За­да­ние 8 № 808. У че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от мле­ко­пи­та­ю­щих,
 
1) боль­шой палец об­ра­зу­ет пря­мой угол по от­но­ше­нию к дру­гим паль­цам
2) ниж­няя че­люсть со­еди­не­на с че­ре­пом по­движ­но
3) верх­няя ко­неч­ность со­сто­ит из плеча, пред­пле­чья и кисти
4) кисть крюч­ко­об­раз­ная, со сла­бо­раз­ви­тым боль­шим паль­цем
По­яс­не­ние.
По­движ­ная кисть че­ло­ве­ка при­об­ре­та­ет осо­бое зна­че­ние для тру­до­вых функ­ций. Боль­шая роль в этом при­над­ле­жит пер­во­му паль­цу кисти бла­го­да­ря его боль­шой по­движ­но­сти и спо­соб­но­сти про­ти­во­по­став­лять­ся осталь­ным паль­цам. Функ­ции пер­во­го паль­ца на­столь­ко ве­ли­ки, что при его ут­рате кисть почти те­ря­ет спо­соб­ность за­хва­ты­вать и удер­жи­вать пред­меты.
 
Ответ: 1.
21. За­да­ние 8 № 840. Какая из дви­жу­щих сил эво­лю­ции че­ло­ве­ка имеет био­ло­ги­че­скую при­ро­ду?
 
1) спо­соб­ность к ору­дий­ной де­я­тель­но­сти
2) аб­стракт­ное мыш­ле­ние
3) на­след­ствен­ность
4) чле­но­раз­дель­ная речь
По­яс­не­ние.
Есть два ос­нов­ных типа фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за.
Био­ло­ги­че­ские фак­то­ры: из­мен­чи­вость, на­след­ствен­ность, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние, есте­ствен­ный отбор и т. п.
Ос­нов­ные со­ци­аль­ные фак­то­ры: труд и кол­лек­тив­ная де­я­тель­ность (об­ще­ствен­ный образ жизни, ис­поль­зо­ва­ние ору­дия труда), мыш­ле­ние, ис­поль­зо­ва­ние огня, раз­ви­тие речи.
 
Ответ: 3.
22. За­да­ние 8 № 872. У че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от оран­гу­та­на,
 
1) боль­ше ли­це­вой отдел че­ре­па
2) верх­ние ко­неч­но­сти длин­нее ниж­них
3) груд­ная клет­ка об­ра­зо­ва­на рёбрами
4) боль­ше объём го­лов­но­го мозга
По­яс­не­ние.
Зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния в строе­нии че­ре­па че­ло­ве­ка также свя­за­ны с верти­каль­ным по­ло­же­ни­ем тела, с трудо­вой де­я­тель­но­стью и ре­че­вы­ми функ­циями. Моз­го­вой отдел че­ре­па явно пре­об­ла­да­ет над ли­це­вым. Ли­це­вой отдел менее раз­вит и рас­по­ла­га­ет­ся под моз­го­вым. Умень­ше­ние разме­ров ли­це­во­го че­ре­па свя­за­но с отно­си­тель­но не­боль­ши­ми раз­ме­ра­ми ниж­ней че­лю­сти и дру­гих его кос­тей.
 
Ответ: 4.
23. За­да­ние 8 № 904. Со­вре­мен­ный че­ло­век — это пря­мой по­то­мок
 
1) кро­ма­ньон­цев
2) не­ан­дер­таль­цев
3) си­нан­тро­пов
4) пи­те­кан­тро­пов
По­яс­не­ние.
Кро­ма­ньон­цы — ран­ние пред­ста­ви­те­ли со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка в Ев­ро­пе и от­ча­сти за её пре­де­ла­ми, жили позже не­ан­дер­таль­цев и были уже очень по­хо­жи на со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка (40-12 тысяч лет назад).
 
Ответ: 1.
24. За­да­ние 8 № 936. Чему спо­соб­ство­ва­ло по­яв­ле­ние пря­мо­хож­де­ния у че­ло­ве­ка?
 
1) более быст­ро­му пе­ре­дви­же­нию по земле
2) осво­бож­де­нию руки и раз­ви­тию тру­до­вой де­я­тель­но­сти
3) более тес­но­му об­ще­нию людей
4) за­се­ле­нию новых тер­ри­то­рий
По­яс­не­ние.
Спе­ци­фи­ка ап­па­ра­та опоры и дви­жений че­ло­ве­ка свя­за­на с вер­ти­каль­ным по­ло­же­ни­ем его тела, пря­мо­хож­де­ни­ем и тру­до­вой де­я­тель­но­стью. Осво­бож­де­ние верх­них ко­неч­но­стей от функ­ций опоры, при­спо­соб­ле­ние их к тру­до­вой де­я­тель­но­сти при­ве­ли к об­лег­че­нию ске­ле­та, на­ли­чию боль­ше­го ко­ли­че­ства мышц и по­движ­но­сти су­ста­вов. Рука че­ло­ве­ка при­об­ре­ла осо­бую по­движ­ность.
 
Ответ: 2.
25. За­да­ние 8 № 968. В какой части света из обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке были най­де­ны остан­ки древ­ней­ших людей?

ОГЭ по биологии. Задание 8Место, где живут истории. Откройте их для себя