Лекция 6. Журналистские профессии.

241 3 0
                                    

До сих пор речь шла, по преимуществу, о выбранной вами профессии, о ее глобальных характеристиках, о результатах журналистского труда и путях их достижения. Теперь поговорим о носителях этой профессии - о журналистах. Какими качествами они должны обладать, какие требования предъявляются к сотрудникам газет, телевидения, радио?

Задолго до появления электронной прессы, да и газет в их сегодняшнем виде замечательно об этом сказал А.С. Пушкин: "Сословие журналистов есть рассадник людей государственных - они знают это и, собираясь овладеть общим мнением, они страшатся унизить себя в глазах публики недобросовестностью, переметчивостью, корыстолюбием или наглостью".

Вчитаемся еще и еще раз в приведенную цитату. Какова глубина, сколько смысла и как актуально! Сословие журналистов - особая часть общества со своим, как раньше бы сказали, цеховым уставом, традициями, собственной гордостью, достоинством. На каждом из нас словно бы некая печать: что-то неуловимое позволяет выделить коллегу в толпе людей, узнать сотоварища в людском водовороте отнюдь не по заплавленному в целлофан удостоверению с фотографией и печатью, приколотому к боковому карману куртки.

Рассадник людей государственных - сегодня это называется четвертой властью. Но, может быть, у Пушкина точнее? Какая мы власть - мы государственные люди, даже в частном издании или независимой телекомпании мы на государственной службе, служим обществу, своим современникам - и сколь же это ответственно! Как важно не навредить - как важно приносить пользу своей службой, своим словом, распространяемой нами информацией.

Собираясь овладеть общим (общественным) мнением, нельзя унижать себя в глазах публики. А чем может унизить себя журналист? Смотрите, на что обращает внимание наш национальный гений. Недобросовестностью, т.е. необъективностью, неточностью, неправдивостью - а ведь весьма распространенный грех журналистской профессии, которому, в общем-то, нет оправдания. Переметчивостью унижает себя журналист. Конечно, живой человек - не памятник, он может изменить не только позу, но и позицию. Но как выглядят в глазах аудитории те журналисты, которые с одинаковым рвением вчера кричали "Слава!", а сегодня - "Долой!", вчера низвергали, а сегодня превозносят до небес то же самое? В наше переменчивое время примеры таковых вы можете привести сами.

Корыстолюбие - нетерпимая черта у журналиста, по словам Пушкина. Что с того, что журналистику называют второй древнейшей профессией? Продажность - это всегда отвратительно, торговать убеждениями - гадко вдвойне. Впрочем, некоторые наши подчас довольно известные коллеги внешне не поступаются принципами, но в их материалах белыми нитками шита так называемая скрытая реклама - отлично видимая профессионалам оплаченная хвала или хула отдельных политиков, коммерсантов, товаров и услуг.

Введение в Журналистику. Цвик В.Л.Место, где живут истории. Откройте их для себя