Али-бек Хаджи Зандакский Глава I

37 2 0
                                    

Стояла теплая и ничем не отличающаяся от других ночь ранней осени. Дул теплый ветерок по саклям Зандака. Из всех жилищ села, только в одном горел ночник, казалось, обитатели этого дома единственные, кто не спал в это время. Внутренняя обстановка сакли была ничем необычная. Слева от двери была кровать, устланная старым покрывалом, справа же стоял стол, на котором находились домашние утвари, в том числе и медный кувшин( к1удал).
Чуть прямо было еще одно помещение, она, по сравнению с этой была небольшая. И в этой комнате, на тахте лежал мужчина в легком одеянии, который крутил четки. Лицо его было то ли бледным, то ли мрачным.

- Отец, - обратился к нему, рядом сидящий мальчик лет 5-6, резко перестав играть.
- Что, Лом-али? - отозвался тот, внезапно подняв голову, продолжая крутить четки.
- Кто такой Али-бек Хаджи?
Мужчина резко перестал играть крутить четки. Он посмотрел на сына и глаза его наполнились слезами, сжалось сердце. Ему стукнуло за 50 и тут такое.
- Отец!
- Откуда вопрос ... где ты про него услышал? - спросил он, окончательно опомнившись.
- Да нигде ... просто мы с Абдуллой играли в войну, и он сказал, что он Али-бек Хаджи. Он был плохим человеком?
- Нет, конечно, Лом-али! Он был храбрым и сильным воином. Каждый уважающий себя чеченец должен знать его. Иди, присядь сюда, рядом. Я тебе расскажу о нем, только не перебивай.
- Хорошо! - Лом-али с улыбкой на лице, энергично пересел с прежнего поближе к отцу и тот начал рассказ.

* * * * * * * * * * * *

После пленения Шамиля в 1859 году в Гунибе, жизнь обитателей аула Зандака была очень трудной, порой невыносимой. Силу им придавал Всевышний. Они знали, что это испытание для них, и что после того, как они пройдут его, им будет дана награда.
После окончания Кавказской войны, которая унесла тысячи жизней у обоих сторон, царские власти публично утверждали, что чеченцам, как и другим кавказским горцам, право жить по законам шариата, и адата, право исполнять веру их отцов, их не будут требовать в солдаты и не обратят в казаком.
Однако, игнорируя свою прокламацию, власть стала насильно переселять народ в заграницу, в Турцию, явно боясь новых восстаний.
Народ, потерявший надежду после казни Байсангура и его сторонников, не пал духом: вспыхивали новые недовольства, которых скоропостижно подавляли.
После тех событий прошло 13 лет. Началось временное затишье. Шел сильный дождь, не привычный весне. Огромные капли ливня стучали по крышам домов, что делало аул еще тихим. Солнце полностью укрылось за облаками, словно заяц от стаи волков.
Движения совсем не было, все предпочли остаться в своих гнездах в такую непогоду. Эту необычную тишину прервали три сулэта, которые второпях неслись по улице. И один из них заговорил:
- Могли бы и завтра поехать к нему, не хочется выходить в такую погоду, Айдамир.
- Эх, горе тебе, Олхазар. Али-бек вернулся из Мекки, совершив хадж и просит нас прийти в гости сегодня, там все соберутся, притом еще и его товарищи совершили паломничество! - ответил мужчина, по его лицу можно было узнать, что ему небольше 30 лет.
- Кто же знал, что сегодня будет ливень? - молвил их третий товарищ, что шел рядом с ними.
"Эй, братья!" - разнесся крик по все улице. Путники, услышав его обернулись назад и увидели человека, точнее мужчину, подбегающего к ним, наступая по лужам.
"Погодите!" - снова закричал тот незнакомец.
- Кто это? - спросил с недоумением Олхазар.
- Неужели Леча? - молвил третий их путник.
- Нет, Мансур, это ... Хайдарбек, это Хайдарбек! - закричал от изумления Айдамир, - в самом деле!
Хайдарбек был из семейства Албахадовых, который пользовался уважением среди односельчан. Также он был одним из близких людей Али-бека Хаджи, который вернулся вместе с ним из Мекки, где совершил паломничество.
- Ас саляму аляйкум! - выразил благожелание Хайдарбек, как только подошел к ним.
- Ва аляйкум ас салям! - дружное ответили все трое.
- Да благословит Аллах твой хадж! - поздравил его Айдамир от лица двух других и своего.
- Амин, брат!
- Ну как ты, добрался сюда без происшествий Иншаллах?
- Да! Все хорошо.
- Вы к Али-беку сейчас, надеюсь?!
- Конечно.
- Я тоже, у нас серьезная новость, поэтому он всех пригласил в гости.
- Какая же? - поинтересовался Олхазар.
- Увидите.
Не прошло и 10 минут, как они подошли к сакле Алдамовых.
Семья Алдамовых недавно осиротела после смерти отца Али-бека. Теперь он являлся опорой этой семьи.

 Продолжение следует

Oops! This image does not follow our content guidelines. To continue publishing, please remove it or upload a different image.


Продолжение следует ...

Али-бек Хаджи ЗандакскийWhere stories live. Discover now